ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ ШЕСТАКОВ
1898, Орел - 1957, Москва.

 

 В.Шестаков у макета постановки. 17 кБайт.

"Озеро Люль" А.М.Файко. Постановка Вс.Мейерхольда. Театр Революции. Москва 1923. В.Шестаков у макета постановки.

 

Виктор Алексеевич Шестаков родился в Орле в 1898 г. 2 марта (по старому стилю). Его родители: отец - Алексей Алексеевич - карачевский мещанин, мать - Александра Николаевна, учительница.

Виктор Шестаков учился в 1-ой Орловской гимназии, которию окончил в 1917 г. Будучи гимназистом, занимался в художественной студии Орловского общества любителей изящных искусств. В 1915 и 1914 гг. был участником выставок этого общества, что отражено в каталогах.

Впервые был на службе в театре в летний сезон 1917 г. Работа в театре "Комедия в Орле". В Орловском драматическом театре был художником 5-х спектаклей ("Лес" А. Островского 1917 г., "Осенние скрипки" Сургучева 1917 г., "Алинур" Ю.Бонди-Вс.Мейерхольда). В. Шестаков был одним из организаторов общества художников "Первоцвет" в Орле в 1918 г. Служил инструктором, затем заведующим Художественной секцией Культ.-Просвет. Отдела Полит.-Просвет. Управления Орловского Окружного Комиссариата.

"Спартак" В.М.Волькенштейна. Театр Революции. Москва 1923 г. Эскиз общей установки В.Шестакова.

В 1917 г. В. Шестаков поступил на юридический факультет МГУ, с марта 1918г. посещал 1 Свободные художественные мастерские. В 1921 г. стал студентом живописного отделения ВХУТЕМАСа (Всероссийских художественно-технических мастерских), где учился до 1924 г. Законченного высшего образования не имел.

В 1922 г. Всеволод Мейерхольд пригласил В. Шестакова в качестве художника в только что созданный Театр Революции. В. Шестаков до 1927 г. работал главным художником этого театра, с 1927 г. по 1929 г. был главным художником Театра им. Мейерхольда.

12,5 кБайт.

Мейерхольд и Шестаков . 1920-е.

С Мейерхольдом В. Шестаков работал с 1923 по 1935 гг.

В 1923 г. был избран председателем группы конструктивистов, был членом ЛЕФа. В 1920-е годы - н. 1930-ых гг. В Шестаков известен как конструктивист в театре, автор урбанистических спектаклей ("Человек-масса" Э.Толлер 1922, "Озеро Люль" А.Файко 1923, "Эхо" В.Билль-Белоцерковского 1924).

16 кБайт.

"Горе уму" А.С.Грибоедова. Постановка Вс.Мейерхольда, худ.-В.Шестаков. Гос. театр им. Мейерхольда. Москва, 1928 г. Столовая. Сцена из спектакля.

Макеты В. Шестакова принимали участие в знаменитой Парижской выставке 1925 г. В. Шестаков получил золотую медаль в разделе "театральное искусство". Установка к спектаклю "Озеро Люль" была замечена международной художественной общественностью.

В 1935 г. великий английский режиссер XX века, новатор театра Гордон Крег посетил Москву. Побывав на выставке театрально-декорационного искусства, отметил макет В. Шестакова к спектаклю "Спартак" А.Волькенштейна 1923, ("До чего замечательный ваш мастер Виктор Шестаков. От его макета "Спартак" я буквально оторваться не мог. Вот подлинный лаконизм и монументальная мощь на сцене" - В. Шестаков "О себе. Дело моей жизни").

17,7 кБайт.

Вс.Мейерхольд в своем кабинете. На стене - портрет артистки З.Райх работы В.Шестакова.

В содружестве с Мейерхольдом Шестаков работал над русской классикой. "Доходное место" А. Островского 1923, "Горе уму" А. Грибоедова 1928, 1935, "Свадьба Кричинского" А. Сухово-Кобылина 1953, "53 обморока" А. Чехова 1955. Эти работы относят к бытовым спектаклям, в которых использовались приемы монтажа бытовых предметов, "кусков, выбранных из быта, заостренно зрительно скомбинированных". Использовались и другие кинематографические приемы.

Работа с Мейерхольдом, убежденным в содружестве и понимании режиссера и художника в работе над спектаклем, а так же использование кинематографических приемов в театральном искусстве - все это позволило В. Шестакову в к.1920-х -нач.1930 гг. работать в кино не только в качестве художника, но и режиссера, сценариста (фильмы "Токарь Алексеев", "РВС", "Вкусноты").

18 кБайт.

Кадр из фильма "РВС".

В к. 1930-х В. Шестаков работает в нескольких московских театрах, в т. ч. и II- МХАТе. Его декорации отличаются монументальной простотой, отсутствием сложных конструкций, активным введением пейзажа в театральную декорацию, (спектакли "Начало жизни" Л. Первомайского 1936г., "Васса Железнова" А.Горького 1937).

С 1924 гола занимался педагогической работой (руководил студией юниоров в Театре Революции). В 1930-е годы преподавал на режиссерском факультете в ГИТИСе, в 1940-50-е гг. руководил театрально-декорационным отделением Училища памяти 1905г.

С начала Великой Отечественной войны под его руководством была организована мастерская из студентов Московского государственного художественного института им. Сурикова, в которой участвовали и многие педагоги. Мастерская выпускала плакаты, листовки, карикатуры, агитационные лозунги.

С 1946 по 1957 гг. В. Шестаков был главным художником театра им. Ленинского комсомола, ("Жаркое лето" Ф.Кравченко 1947, "Отважная Джерен" Л.Черкашиной 1953, "Вишневый сад" А. Чехова 1954, "Мужество" В.Кетлинской 1955). Во 2 пол. 1950-х художник обращается к опыту 1920-х. Театр киноактера возобновляет спектакль "Мандат" Н. Эрдмана в 1956 г. В. Шестаков художник этой постановки.

В. Шестаков вел активную общественную работу, один из основателей театральной секции МОСХа. В 1948 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

После смерти художника его наследие было распределено вдовой Марией Исааковной Бахрак между 3 учреждениями: Картинной галереей в Орле, Центральным Государственным архивом литературы и искусства (ЦГАЛИ) и Государственным Центральным театральным музеем им. А. Бахрушина в Москве. В Орел поступили эскизы театральных декораций и пейзажи 1930-50-х гг.. несколько листов оригинальной графики 1920-40-х гг. и макеты к спектаклям. Произведения В. Шестакова экспонировались с 1913 г. в Орле, с 1922 г. в Москве, с 1925 г. за рубежом. В 1958-59-е гг. была устроена посмертная выставка художника сначала в Москве, затем в сокращенном варианте в Орле. В последнее десятилетие произведения В.Шестакова экспонируются на престижных международных выставках ("Москва-Париж" 1981, "Москва-Берлин. Берлин-Москва" 1995 г. в разделе"театр").

Театральное творчество В. Шестакова является значимой частью истории отечественной и мировой сценографии XX века.

З.Стародубцева, ст.н/с Орловского музея изобразительных искусств.

Назад

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики