Фролова Наталья Николаевна

rites_frolova_1.jpg (10336 bytes)

 

rites_frolova_2.jpg (10402 bytes)

 

rites_frolova_3.jpg (8101 bytes)

Мастерица использует технические и художественные приемы народного ткаческва, характерные для него цветовые сочетания, переплетения и фактурные разработки. Узорные ткани выполняет на ручном ткацком станке, создавая салфетки, дорожки, скатерти. Любимые цветы -бежевый, красный, коричневый и розовый.

Изготавливает пояса из шерсти в сочетании с хлопком. Пояса изготавливаются крученые, на дощечках, на сволоке, на игле, женские и мужские.

С 1995 года создает мягкие тряпичные куклы-обереги по сохранившимся народным образцам. Стилизованные фольклорные куклы, выполненные из лоскутов, тонко передают особенности тканевой фактуры, удивляют изысканным сочетанием цветов. Старинная тряпичная кукла под руководством Демичевой в руках детей теперь ожила и возрождается на профессиональном уровне, со всеми тонкостями, передавая народные традиции. Костюмы и головные уборы кукол восходят к подлинным болховским и мценским образцам.

В 2002 г. участвовала в выставке “Собор земли Орловской” (г.Москва).

В 2003 г. выставка в г.Брянске.

Народный мастер Н. Фролова.

Деревня Чернышено - один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чер­нышено прекратил свое существо­вание в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в де­ревне Чернышено лепили вплоть до конца пятидесятых годов.

Живописная деревенька, располо­женная не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орлов­ской земле) издавна славилась своими мастерицами- игрушечницами. В д. Чернышено жили крепостные, барские крестья­не, и к своему основному доходу они добавляли заработок от какого либо промысла. По сложившейся традиции крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от про­дажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Это был женский промысел, мужчины никогда не делали игрушек.

Глина в этих местах необычная, вязкая. Брали ее ранней весной хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжи­гали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн. Раскрашивали игрушки мине­ральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха. Продавали их только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.

Сюжеты чернышенских игрушек традиционны: женщины, конь­ки, птицы. Мужчины встречаются редко, в основном как придаток к коню. Мастериц птиц называли “кукушками”, за что в народе их прозвали “тетерошниками”.

Образ кукушки тесно связан с обычаями и поверьями наших далеких предков. Кукушка - “божья” птица, вещая - предвещала сроки жизни смерти, а также судьбу не только человека, но и природ­ных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что приводит изначально к культу бога Рода.

Сохранились в этих местах удивительный весенний обряд “Крещение и похороны кукушки”. Девицы-молодицы в “кукушечье время” с Вознесения до Духова дня (Троицы) объединялись в тайный союз между собой и высшей силой в образе кукушки.

В начале мая месяца древние славяне-язычники поклонялись Великой Богине, испрашивали “долговременного и благополучного здравия”.

Особенно приносились ей жертвы теми, которые слышали первое пение кукушки Думали, что величайший владыка все­ленной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни. Поэтому убиение кукушки считалось преступлением”. (А. Афансьев)

Кукушка защищала скотину и покровительствовала хозяйст­венным занятиям. Крестьяне просили: “кукушка, прокукуй мою скотину!”. Пчеловоды несли в жертву водяному первый рой, за что тот в награду давал им кукушку, которую надо было тайно посадить в отдельный улей, чтобы водились пчелы.

Трава “кукушкины слезы” участвовала в брачном обряде. Молодицы по корню этой травы гадали о будущем поле своего ребенка, пили отвар корней приговаривая заклинание: “кукушка роди мне сынушечку- дочушечку”.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верова­ниями и обрядами новосильских крестьян. Домашних птиц они не ле­пятся, сама роспись игрушек напоминает оперение живой кукушки. Возможно, культ кукушки оказал влияние на роспись остальных игру­шек этого промысла - коньков - свистуньков, коровок, барашков, всадников, куклы - все они также обильно украшены чередующими­ся полосками.

Форма коньков - свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, ма­ленькие ножки - бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.

Особенно хороши Чернышенские куклы-барыни, кормилки. Головные уборы, роспись одежды напоминает костюмы XIX начала XX веков. Но несмотря на эти более поздние подробности, ей удалось сохранить, пронести сквозь

тысячелетия древнейший символ, связанный с культом плодородия - четко выставленные питающие груди. Этот признак говорит опять-таки о языческом происхождении Чернышенской игрушки, когда она была не предме­том забавы, а предметом культа корни которого уходят в древний матриархат и в славянское родовое почитание Рожениц.

Весь мир животных и птиц сопровождал понятие “небо- солнце” и кормимльца земли Великой Матери. “Очевидно эту центральную фигуру славянского Олимпа изображала когда-то глиняная женская фигурка - богиня-покровительница в сопровождении коней, козлов, птиц” (В.В Харуздина). Все это в полной мере относится к чернышенской игрушке.

В музеях нашей страны и за рубежам хранятся работы чернышенских мастериц.

В самом начале нашего столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышено значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сни­жаться. В тридцатые годы игрушку лепили женщины: Чумичева П.П, ее дочери - Фомина МЛ., Клинина П.П., Аленкина Т.П.

В настоящее время возрождением чернышенского промысла занимается народный мастер Фролова Наталья Николаева (1955 г.) и ее дочь Аня (1983 г.р.) вновь начала лепить игрушки Афанасова Анна Харитоновна.

В 2003 г. присвоено звание “Народный мастер России”.

Контактная информация:
e-mail: n.frolova@fitoapteka.ru
http://www.oreltoys.narod.ru
Тел: (0862) 42-18-23
г.Орел, ул.Революции 1, каб.18 www.fitoapteka.ru

Контактный адрес и телефон:
302030, г. Орел, ул. Советская, 29
Областной центр культуры,
тел.: (0862) 428613.
Блашенкова Елена Михайловна

Назад

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики