Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Леонид Андреев. "Дни нашей жизни".

В жизни каждого человека бывает первая любовь... "Как воздух, как еда, как сон - любовь - необходимое условие моего существования, - писал в дневнике молодой и влюбленный Леонид Андреев. - Любя, я становлюсь человеком".


Герои пьесы - студент Николай Глуховцев влюбился 6eз памяти в нежную, чистую девушку и очень гордился своей Оль-Оль. Первоначально пьеса так и называлась - "Любовь студента". Страшным потрясением стало для него признание Ольги, что она - содержанка. Отец ее служил в полку, был страстным картежником и после смерти оставил долги да мизерную пенсию. И девочка стала главной статьей семейного дохода, сама мать поставляла ей клиентов. Евдокия Антоновна и отвратительна, и глубоко несчастна. Она боится жизни и загораживается от нее самым дорогим, что у нее есть -единственной дочерью. А пытку эту старается облегчить вином. Так в юношескую любовь. неистовую, нетерпеливую, врывается жизнь, жестокая, грубая, голодная. Она всячески разрушает и угнетает сильное первое чувство, загадочное и хрупкое, чья судьба в этом мире так часто бывает трагичной. Как бы мужчина и женщина не любили друг друга, как бы они не были вместе одним существом, каждый все же думает свое и не всегда способен понять другого. Они пытаются освободиться от обрушившейся на них громады любви, заглушить в себе живые чувства, избавиться от мучительных душевных страданий, а Глуховцева охватывает даже азарт самоуничижения, стремление надругаться над собственными идеалами.

В пьесе и спектакле отчетливо звучит тема Рока, тяготеющего над человеком, и тема ответственности каждого за свою судьбу. Многое зависит от самого человека, от сил его души. Как он сам распоряжается днями своей жизни, во что превращается их?

Пьеса насквозь автобиографична, в ней - отсвет андреевской младости, его московские студенческие годы - буйные, бесшабашные и счастливые. А прообразы героев - его орловские друзья.


Написал он пьесу легко и быстро, чугь ли не в два вечера осенью 1908 г. и поначалу не придавал ей особого значения. Однако, этот "пустячок", как он ее шутливо рекомендовал, удивил самого автора. На долю пьесы выпал небывалый, бешеный успех и в столицах и в провинции. И среди других блистательных андреевских драм именно ей была уготована долгая и радостная сценическая судьба. Как заметил один из современников, пьеса "оказалась близкой и родной, на спектакли ходили как на приятное свидание с этими родными русскими людьми". Она сразу стала гвоздем сезонов, была экранизирована. Кстати, Андреев, сладкоежка по натуре, обрадовался и гордился, когда в Москве появились конфеты "Дни нашей жизни". Он сразу накупил их и всех потчевал.

Даже после смерти Л.Андреева в 1919 г. в Финляндии, отрезанной от России, при том, что писатель и его творчество были безжалостно вычеркнуты новой властью из русской литературы на многие годы, только "Дни нашей жизни" из всего обширного андреевского наследия появились на афишах советских театров."Очарованием театра я был захвачен с детских лет", - писал Л.Андреев. Каждому орловцу полезно знать, что это было очарование орловской сцены. Именно наш театр заронил в его детскую душу. - а зрителем он стал с 6 лет, - "семя театрального обольщения". Мальчик с Домашних Пушкарных сделался королем российского театра. Несомненно, его популярность умножили и постановки на сцене театра в родном городе.

"Дни нашей жизни" украсили орловскую афишу в ноябре 1909 г. И еще не раз в последующие годы пьеса возникала в репертуаре.


С Андреевым вместе учились его земляки - братья Глуховцевы. Один из них. Алексей, написал оперу на сюжет пьесы, и летом 1913 г она была исполнена в Орле.

Именно премьерой "Дней нашей жизни" в середине 60-х началось возвращение Андреева-драматурга на родину.

Нынешним молодым постановщикам, недавним выпускникам Санкт-Петербургской академии театрального искусства - режиссерам Андрею Прикотенко и Полине Белинской, сценографу Наталье Дмитриевой помогла проникнуть в существо классической пьесы сама атмосфера Орла, его старинные улочки, Домашние Пушкарные, дом-музей писателя. Давний исследователь андреевского творчества Л.В.Иванова приглашена консультантом спектакля.

Есть такая старинная студенческая песня -"Быстры, как волны, все дни нашей жизни. Что день, то короче к могиле наш путь..." Ее пели и в девятнадцатом веке, и в двадцатом; будут самозабвенно петь и дорожить ею студенты нового столетия. В этом сочетании - "Дни нашей жизни", которое Андреев вынес в заглавие пьесы, главным словом для постановщиков стало - нашей. В этом ключ к современному ее прочтению. В зеркале андреевской пьесы отражаются и дни нашей жизни, горькие и радостные, единственные дни единственной жизни каждого из нас.

Оль-Оль играет Юлия Некрасова, Глуховцева - Антон Карташев.
Евдокию Антоновну - заслуженная артистка России Т.Е.Попова.
В спектакле заняты актеры всех поколений.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики