Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Жан Кокто. "Священные чудовища".
Живой портрет одной пьесы в двух актах.
Перевод с французского Елены Якушкиной


В новом веке российские читатели и зрители смогут, наконец, больше узнать о знаменитом французе Жане Кокто (1889-1963 гг.) - поэте, драматурге, прозаике, киносценаристе, актере. Выходит трехтомник его произведений.


Жан Кокто был дружен со всеми музами. Его разносторонняя одаренность феноменальна: увлекался живописью, создавал фрески, балетные либретто, снимал фильмы, Кокто - критик и теоретик искусства, блестящий карикатурист. И еще с детства одержим театром. Его искрящийся веселый талант привлек внимание Э.Ростана. О.Родена, Ж.Леметра.

В 1906 г. первые юношеские поэмы и стихотворения Кокто неожиданно ворвались на сцену: в парижском театре "Фемина" трагик де Макс организовал вечер в честь 17-летнего поэта. Великие актеры Франции произносили его стихи.

Русские балетные сезоны в Париже ошеломили Кокто, он сближается с Дягилевым, Стравинским, Пикассо, Модильяни. Вокруг Кокто собирались молодые авангардисты - поэты, композиторы, художники. Их соединяло стремление к непрерывному обновлению, поиску новизны.

Собственный дом уже в зрелые годы он превратил в изысканное чудо декоративного искусства, наполнил его редкими старинными предметами, картинами и скульптурами выдающихся мастеров.

Как-то журналист, увидев все это, спросил хозяина: "А случись пожар, какую бы одну-единственную вещь вы забрали с собой, спасаясь?" Кокто парировал - "Огонь!"

Драматург Кокто - автор с мировой репутацией. Он писал миниатюры и монологи для Эдит Пиаф, Жана Маре. Его пьесы с успехом шли на сцене "Комеди Франсэз" и других прославленных театров, причем Кокто почти всегда непосредственно участвовал в постановках, а нередко сам играл в спектаклях.


Драма "Священные чудовища" создана в самом начале 1940 г. Кокто всю жизнь пытался постичь тайну творчества, раскрыть профессиональный секрет творца: "...показать человеку нечто, по чему его сердце, его глаз скользит в повседневье, - под таким углом и с такой быстротой, что он растрогается и ему покажется, будто он видит это впервые".

Герои пьесы - люди театра, актеры - существа неведомые, очень земные, но переполненные какой-то мучительной тайной, загадочной и необъяснимой.

И каждое их жизненное мгновение - причудливое сплетение игры и реальности. Дедушка юной Лиан, недавно вступившей на подмостки парижского театра "Комеди Франсэз", называет актеров священными чудовищами. Им, проживающим в свете софитов чужие жизни, не всегда удается стряхнуть с души клочки иных судеб, им недостает времени и душевных сил, чтобы разобраться в собственной судьбе, - и в ней обнаруживаются пробелы, пропуски.

Эстер и муж ее Флоран - парижские знаменитости. Она - примадонна и директор театра, он - премьер"Комеди Франсэз". Великие актеры, священные идолы! О них рассказывают легенды. В жизни - образцовая классическая семейная пара. Они, - так думает Эстер, -одержимы друг другом, их отношения старомодны до крайности. И вдруг в этот счастливый дом входит несчастье с прелестным лицом миленькой девочки Лиан, и Эстер узнает, что Флоран, вечный любовник на сцене, изменяет ей в жизни. Разрушено счастье, утрачена вера, потерян душевный мир. Застигнутый врасплох Флоран от всего отрекается, но вдруг и Лиан уверяет Эстер, что она дерзко выдумала эту чудовищную ложь о своей любовной связи с Флораном, чтобы взорвать серенькое свое существование, потрясти, обратить на себя внимание.

Розыгрыш Лиан (а, может быть, ее искреннее признание?) сменили душевное освещение. Эстер все теперь видит по-иному... И она, которая всегда сторонилась и боялась театра в жизни, решает приблизить к себе Лиан, сделать ее своей ученицей, поселить ее у себя на вилле в Шату. Сама создает катастрофическую ситуацию, толкая любимого человека в объятия молодой женщины. Эстер борется со своей ревностью и приходит в отчаяние от ненависти Лиан, ее жестокости. И покидает дом, чтобы вскоре вернуться сюда навсегда, прекратить театральный фарс нервного и трагического напряжения.

Ключевые ситуации пьесы, поступки ее главных героев таят в себе двойственность, заманчивое было-не было, и зрителям вслед за актерами и вместе с ними придется самим пробираться в сюжетном лабиринте. В этом особая притягательность парадоксальной манеры Кокто, его склонности к неуловимым поворотам, внезапностям и многозначности.

Его персонажам не удается под актерской личиной спрятать свое, слишком громоздкое сердце. Им известна печальная истина: "Чтобы жить на земле, надо следовать ее изменчивой моде, а сердце здесь нынче не носят".

Один из критиков заметил: "Кокто поймут скорее всего только в 2000 году". Если так, то Орловский театр своевременно обратился к творчеству поэта и драматурга Жана Кокто и надеется встретить зрительское понимание.

Режиссер-постановщик спектакля - дипломник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Антон Нусс (Германия). Художник - Сергей Смирнов. Руководитель постановки -заслуженный деятель искусств России Б.Н.Голубицкий.

Эстер играет заслуженная артистка России Татьяна Попова, Флоран - заслуженный артист России Артур Максимов, Лиан - Наталья Ткаченко. В других ролях заняты артисты - Галина Гончарова, Татьяна Малькова, Татьяна Шевченко, Андрей Царьков.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики