Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Жан-Батист Мольер. "Мнимый больной".
Комедия в двух действиях.
Перевод с французского ТЛ.Щепкиной-Куперник


Мольер в репертуаре Орловского театра с самых первых его сезонов. И нынешний интерес к нему, особая ему верность поддерживаются самим Тургеневым, который преклонялся перед гениальностью французского комедиографа. Весной 1997 г., когда актеры театра имени И.С.Тургенева впервые играли спектакли по произведениям своего великого земляка в Париже и Буживале, им довелось побывать в Доме Мольера -театре "Комедии Франсез". В одном из зрительских фойе они увидели заботливо укрытое стеклянным колпаком старинное потертое кресло. И надпись: "Хранится для Памяти. Цены не имеет". Это знаменитое кресло служило Мольеру в премьерных представлениях комедии "Мнимый больной", сыгранных в последнюю неделю его жизни. Умирающий от чахотки, он сочиняет уморительно забавную историю о мнимом больном, полную острых и блестящих комических эффектов. Легкая, светлая, искрящаяся весельем, прощальная пьеса Мольера содержит в себе глубоко спрятанную тоскливую ноту. Обреченный, он словно бросает вызов небу, дерзко, вовсю потешаясь над докторами. Весь Париж спешит в феврале 1673 г. в театр Пале-Рояль на "Больного". Оглушительный успех, небывалые сборы. Аргана играет сам Мольер. 17 февраля ему становится хуже, он чувствует, что умирает. И хотя близкие отговаривают его играть, он назначает четвертое представление. Зрители от души веселятся, не догадываясь, что их любимый актер и автор умирает, изображая мнимого больного. Мольер довел спектакль до конца, домой его отнесли уже на руках - и через несколько часов он скончался. А театральный век кресла оказался долгим, оно еще 116 лет трудилось в разных спектаклях Дома Мольера. В 1789 г. труппа решила его сберечь. И с тех пор каждое актерское поколение 17 февраля, в День Памяти Мольера, собирается в фойе у старенького кресла.


Щемящую особенность прощального мольеровского фарса ощутил постановщик спектакля московский режиссер Геннадий Шапошников: "Мольер меня давно манит, но в антрепризах не было случая обратиться к нему. И когда Б.Н.Голубицкий предложил мне поставить "Мнимого больного", я сразу же ухватился за эту счастливую возможность. И чем больше я вчитываюсь в пьесу, проникаю в ее глубины, тем острее обнаруживаю, что она не так уж безудержно смешна. Прежде я был во власти стереотипа, что это фарс, вызывающий гомерический хохот. Да, все это есть в пьесе, но сквозь смех я чувствую тягостно-грустную ноту, горечь авторской иронии. И хотелось бы надеяться на понимание зрителей, и в зале обнаружить ее отзвук. Стремлюсь вместе с актерами найти свой ключ к Мольеру, создать яркий, зрелищный спектакль. Виктор Герасименко, главный художник Московской Новой оперы, помогает мне выразить все в острой форме, разработать среду сценического существования актеров, их импровизированной игры в Мольера. Кстати, с Виктором мы в конце 2001 г. поставили в Театре эстрады по приглашению Геннадия Хазанова музыкальный спектакль "Прощай Марлен Здравствуй" о легенде XX века кинодиве Марлен Дитрих. Мне интересно и с Мольером, и с актерами тургеневской труппы. Видно, звезды так славно сошлись..."

Образ Аргана в спектакле создает заслуженный артист России Николай Чупров.

...Богач Арган вбил себе в голову, что неизлечимо болен, и требует, чтобы все вокруг считали его больным. Он доходит до идиотизма в своем желании лечиться. Арган - лакомый кусок для беззастенчивых эскулапов и аптекарей. Однако, он никак не может заставить поверить в его немощи дерзкую и своенравную служанку Туанету. Зато вторая жена - Белина охотно поддерживает его манию болезни в надежде на хорошее наследство.


Мнимые хвори и причуды Аргана замучили близких - бесконечные набеги врачей, клистиры, микстуры, промывания. Все в доме подчинено этому и даже будущее юной Анжелики, дочери Аргана. Желая породниться с лечащими его врачами, он решает выдать ее замуж за начинающего доктора.

Анжелика на свою беду, не зная об этом эгоистичном намерении отца, влюбилась в Клеанта, который ответил ей взаимностью и собирается просить ее руки.

Клеант проникает в дом Аргана под видом учителя музыки как раз в тот момент, когда Арган представляет дочери ее будущего мужа - Тома Диафуаруса, который любезно приглашает невесту на... вскрытие женского труппа. Анжелика в отчаянии.

Молодым влюбленным решает помочь острая на язык, изворотливая и изобретательная Туанета, а в союзники служанка призвала брата Аргана - Беральда. Чтобы испытать любовь ангелоподобной Белины, Туанета подговаривает своего хозяина притвориться усопшим. Белина в радости спешит к деньгам и ценным бумагам. Туанета предлагает разыграть мнимую смерть и перед дочерью - Анжелика неподдельно безутешна и готова уйти в монастырь. Арган прозревает, он согласен на брак дочери с Клеантом, если тот... станет врачом! Тогда Беральд предлагает Аргану самому стать доктором, это ведь так просто: надеть мантию да нести на латыни околесицу...

Анжелику играет Наталья Ткаченко, Клеанта -Павел Минаков, Туанету - Светлана Мартюшева. В других ролях - заслуженный артист России Алексей Магдалинин, артисты Сергей Аксиненко, Максим Громов, Марианна Иванова, Андрей Царьков.

Имя И.С.Тургенева в названии театра с 1949 года. Впрочем, духовные и творческие связи с великим земляком начались у орловских артистов еще в середине прошлого века, когда самые знаменитые мастера сцены с надеждой обращались к начинающему драматургу и украшали свои бенефисы представлениями пьес молодого Тургенева. Особенно настойчивым в своих просьбах бывал М.С.Щепкин, знаменитый комик Малого театра. И центральная роль предводителя дворянства Балагалаева в комедии "Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ" была предназначена для этого большого актера, он стал ее первым исполнителем в ноябре 1849 года.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики