Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

А.Вампилов. "Старший сын".
Свидания в предместье в двух действиях


ogat_rep_34_1.jpg (10655 bytes)

"Я люблю людей, с которыми все может случиться", - эта строчка в записной книжке драматурга А.Вампилова (1937-1972 гг.) помогает понять его особый образный мир. Жизнь он воспринимал как парадоксальную игру обстоятельств, случаев, которые таят в себе богатство возможностей и перемен. Для его героев случай - острый переломный жизненный момент, нередко - сама судьба! А розыгрыш, мистификация - источник событий и стремительного движения сюжета его талантливых пьес, давно уже ставших классическими.

И в комедии "Старший сын" одни сутки, -действие происходит в конце 60-х годов прошлого века, - вместили в себя столько встреч, неожиданных сцеплений, знакомств, открытий, недоразумений, анекдотических ситуаций. А началось все с забавного весеннего приключения: двое прежде незнакомых молодых парней - студент Владимир Бусыгин и Семен Севостьянов, по кличке Сильва, провожая после вечера в кафе девушек, оказались в итоге своих неудачливых донжуанских похождений в далеком глухом предместье.

ogat_rep_34_5.jpg (15994 bytes)

На последнюю электричку они опоздали. Пытаясь укрыться от ночного холода и жестокого пронизывающего ветра, они, буквально, штурмуют обитателей предместья, но их, конечно, никто не пускает на ночлег. Случай приводит их в этот поздний час в дом старого кларнетиста Андрея Григорьевича Сарафанова. Они нечаянно стали свидетелями весьма подозрительной сцены: пожилой человек поспешно вышел из подъезда и, озираясь по сторонам, настойчиво стучался в дом к молоденькой соседке и умолял впустить его. Так они узнали, как его зовут. Предполагая, что ночное свидание будет долгим, приятели зашли в квартиру Сарафанова, и Бусыгин, успокаивая перепуганного их появлением Васеньку, объявляет себя сыном хозяина дома, якобы никогда не видевшим отца. Рассчитывают обогреться, выпить на радостях с "младшим братом" и сбежать вовремя. Но скорое возвращение самого Сарафанова делает ситуацию взрывоопасной. Незваные гости балансируют на грани скандального разоблачения, но удачно подслушанные находчивым и азартным Бусыгиным признания мнимого отца позволяют ему привести неоспоримые и убедительные доказательства возможного родства. И потрясенный Сарафанов заключает его в свои объятия.

ogat_rep_34_2.jpg (17787 bytes)

Бусыгин, который вырос на алиментах, без отца, быть может, впервые в жизни услышит взволнованно радостное - "сынок!", впервые

почувствует отеческую сердечную нежность. Он многое узнает об этом человеке, чьим сыном назвался, незаметно войдет в мир его дома. Кстати, первоначальное название пьесы - "Мир в доме Сарафанова". В этой чужой жизни много неустроенного, запутанного, непроясненного. Андрея Григорьевича жена иначе как блаженный не характеризовала. Она оставила его с двумя маленькими детьми. Он их вырастил, а они спешат покинуть гнездо. 19-летняя Нина собирается уехать с будущим мужем, летчиком на Сахалин, а младший десятиклассник Васенька, заслоняясь от несчастной своей любви, готов сорваться на стройку в тайгу.

ogat_rep_34_3.jpg (8505 bytes)

Сарафанов уже не играет в симфоническом оркестре, его кларнет звучит на похоронах и танцах.

Кларнет - инструмент в ряду других духовых, но с широким диапазоном и возможностями. Он не только обогащает звуковую палитру, а нередко ведет основную мелодию.

Бусыгин вдруг поймет, что семья эта ему небезразлична, что он почему-то в ответе за все происходящее, почувствует себя родным под этим чужим кровом. И ничего не сможет поделать с обрушившейся на него любовью к Нине, якобы его сводной сестре.

Пересказывать такую эксцентричную комедию - дело неблагодарное. Надо просто пойти в театр, когда на малой сцене идет "Старший сын" в постановке заслуженного деятеля искусств России Бориса Голубицкого. Декорация и костюмы выполнены по эскизам молодой художницы Евгении Сидоровой.


ogat_rep_34_4.jpg (16044 bytes)

Сарафанова играет заслуженный артист России Артур Максимов.

В остальных ролях - молодые артисты, воспитанники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства -Антон Багров, Екатерина Гусарова, Анастасия Большакова, Валентин Худокормов, Алексей Дегтярев, Татьяна Помаз, Елена Миленко, Павел Сыромятников, Михаил Лысанов и другие.


Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики