Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Н.В.Гоголь. "Старосветская любовь"
Сценическая композиция по повести "Старосветские помещики"


ogat_rep_33_1.jpg (17802 bytes)

Перебирая в памяти через 17 лет после кончины Н.В. Гоголя (1809-1852 гг.) свои встречи с ним, И.С.Тургенев вдруг обнаружил, что первая произошла еще в 1835 г., когда Тургенев был в числе слушателей на лекциях по истории Гоголя-Яновского в Петербургском университете. Тогда все зачитывались "Вечерами на хуторе близ Диканьки" и только что вышедшим "Миргородом" - сборником повестей, который открывали "Старосветские помещики". Тургенев знал все эти произведения чуть не наизусть, но, как и другие студенты, не связывал молодого профессора с автором этих нашумевших творений. "Для нас Гоголь был более чем только писатель: он раскрыл нам себя самих" - писал Иван Сергеевич Полине Виардо в горьком феврале 1852 г.

"Старосветских помещиков" Гоголь считал лучшим своим созданием и из всего написанного более всего любил эту повесть. Белинский восхищался ею, но истинный духовный масштаб ее понял спустя годы, повзрослев душой и пережив смерть близкого человека. Современники не могли взять в толк, в чем загадка этой прозы, секрет такого ее воздействия.

ogat_rep_33_2.jpg (19292 bytes)

...Живут уединенно в крохотном глухом именьице обыкновенные старик со старухой. Когда-то Афанасий Иванович Товстогуб увез свою Пульхерию Ивановну из родительского дома вопреки нежеланию родственников отдавать ее за него. Дни старосветских владетелей проходят тихо, скромно, невыразительно. Существование их вроде бы растительное, простодушное: любят поспать да вкусно поесть. Питают почти детскую надежду, что доброй едой можно защититься от всех бед и напастей. Необычайно радушны и гостеприимны. Пульхерия Ивановна строго следит за нравственностью дворовых девок, но несмотря на ее заботы то у одной, то у другой из них начинает расти живот. Как водится, владельцев усадьбы нещадно обворовывают приказчики и дворовые. Но отчего же смерть этих неприметных супругов воспринимается как национальная потеря?

ogat_rep_33_3.jpg (16479 bytes)

Пожалуй, только А.С.Пушкин сразу оценил исключительные достоинства повести - "шутливой, трогательной идиллии, которая заставляет смеяться сквозь слезы грусти и умиления".

Смысл гоголевской повести - в любви истинной, сильной и продолжительной этих двух, живущих друг для друга стареющих людей. В любви земной, тихой, в любви-верности, любви-преданности, которая побеждает время. Их соединяет не привычка долгой совместной жизни, а душевное проникновение друг в друга. Они связаны мириадами тончайших духовных нитей. Недаром, когда у актрисы Лии Ахеджаковой спросили, почему она так истово, с таким азартом репетировала и играет Пульхерию Ивановну, она объяснила это так: "Мне не досталось в молодости сыграть Джульетту, а гоголевская история двух простых сердец - о любви счастливой и трагической, длиною в целую жизнь".


ogat_rep_33_4.jpg (15231 bytes)

Автор сценической композиции и режиссер - Владимир Ровинский. На тургеневской сцене весной 1999 г. состоялся его дебют. "Старосветская любовь" - его третья постановка в Орловском Академическом театре. Сейчас В.С.Ровинский живет в Америке, преподает на театральном факультете в одном из крупнейших университетов Юга - в штате Алабама. Недавно стал профессором. Кстати, такими крутыми поворотами в своей судьбе он обязан... Н.В.Гоголю. Несколько лет назад в США посланцы режиссерского курса Санкт-Петербургской академии театрального искусства вместе с американскими студентами занимались реконструкцией знаменитого спектакля В.Э.Мейерхольда "Ревизор".

Из интервью режиссера, которое он давал еще в период репетиций спектакля "Старосветская любовь" летом 2003 г.: "Интерес мой к этой повести возник давно - еще в годы учебы. Она, на мой взгляд, необычна для Гоголя, несколько в стороне от всей его прозы. Благодарен тургеневскому театру за предложение воплотить ее на сцене. В повести настолько мощный образный поток, что найти адекватные театральные ходы непросто. Это мне стоило многих бессонных ночей.


ogat_rep_33_5.jpg (19468 bytes)

Родилась идея ввести в ткань спектакля не рассказчика, вспоминающего о старосветских помещиках, а Сочинителя, Автора, который вечно в поиске, идеях, в движении. Он одержим благородным стремлением служить государству, оставить след. А параллельно течет неприметная жизнь двух старичков, наполненная трогательными мелочами, заботами о насущном. Эти две линии судеб сходятся, расходятся, перекрещиваются и потом, в финале, встречаются, чтобы перейти в мир иной.

Не хотелось бы расставлять знаки - это правильно, а это - нет! Давать оценки, советы - вот так, только так и следует жить. У Гоголя в повести сплошные вопросы. Самуэль Беккет очень точно определил: "Цель театра -задать вопросы, которые были спрятаны на ответах". Удастся ли зрителям вместе с нами сформулировать какие-то важные вопросы, - это будет здорово. На это мы и рассчитываем."

Художник спектакля - Сергей Смирнов.

Пульхерию Ивановну играет заслуженная артистка России Наталья Алексеева. Афанасия Ивановича -заслуженный артист России Николай Чупров. В роли Сочинителя выступает артист Сергей Аксиненко. В спектакле заняты - Лариса Борисова, Павел Легкобит, Снежана Малых, Светлана Мартюшева и др.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики