Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

А.Н.Островский. "Волки и овцы".
Комедия в пяти действиях с одним антрактом


Когда в 1862 г. обновляли плафон вокруг главной люстры в императорском Александрийском театре в Санкт-Петербурге, на нем появились портреты лучших отечественных драматургов - Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и Островского. Три знаменитых классика и живой современный автор. Островский к тому времени написал 17 пьес, среди них уже была "Гроза". Предстояло создать еще 30 оригинальных произведений. 20 лет спустя И.А.Гончаров поддержит это признание современниками заслуг драматурга: "Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться "Театр Островского".

ogat_rep_32_1.jpg (18910 bytes)

14 января 1853 г. произошло обручение Островского со сценой. Успех тогда 30-летний автор пережил невиданный. Уже 150 лет театры живут его пьесами. И в Орловском академическом А.Н.Островский - самый репертуарный классик наравне с И.С.Тургеневым. Славной дате в истории русского сценического искусства и посвящается премьера комедии "Волки и овцы".

Пьесу Александр Николаевич завершил вчерне в апреле 1875 г. Возможно, толчком к ее созданию послужил нашумевший тогда в Москве процесс: в октябре 1874 г. судили игуменью Митрофанию за мошенничество, подлог и вымогательства. Дело это было у всех на устах. Островский живо интересовался им. В своей речи на суде гражданский истец адвокат Плевако назвал подсудимую волком в овечьей шкуре. И комедия сначала называлась "Ловит волк, ловят и волка".

ogat_rep_32_2.jpg (19337 bytes)

Осенью пьеса была закончена. Утвердилось и название - образное, символичное "Волки и овцы". Островский, как всегда, сам читал ее актерам и в литературных салонах. Правда, по нездоровью в репетициях не участвовал. Сценическая история пьесы началась в декабре 1875 г. сразу на главных сценах обеих российских столиц в Малом театре и Александринке, а затем и в провинции. Сколько российских актеров прославилось исполнением ролей в этой комедии, какие замечательные сложились традиции, или предания, как любил говаривать Островский.

На первый взгляд в самом заглавии пьесы обозначен ее открытый острый конфликт. А на самом деле - все сложнее и запутаннее. Тут и волк оказывается в овечьей шкуре, и овечка вдруг обнаруживает "оскал". Деление это очень подвижно: один человек оборачивается то волком, то овцой.


ogat_rep_32_3.jpg (14057 bytes)

Действие комедии разворачивается в пределах нескольких суток в одном из губернских городов. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, ее "женского ума на пятерых мужчин хватит". Сильная, властная, она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчеркивает свою отрешенность от всего земного, от жизненной суеты. Но за мнимым благонравием и кротостью скрывается авантюристка смелая, напористая.

Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Мурзавецкая вовлекает в заговор против Купавиной услужливого Чугунова, поверенного во всех ее неблаговидных затеях. Несмотря на свою внешнюю миниатюрность и хрупкость (в роли Мурзавецкой выступает заслуженная артистка России Т.Е.Попова), обнаруживает огромную силу характера, издевательскую дерзость в сочиняемых ею интригах. И при этом уповает на совестливость и порядочность своей жертвы. Она надеется подложными письмами, фальшивыми векселями, темными слухами вынудить Купавину к браку с Аполлоном. Изгнанный из полка, вечно пьяный, он доставляет своей тетке немало хлопот и беспокойства.


ogat_rep_32_4.jpg (17546 bytes)

Доходное купавинское имение привлекло, однако, не только губернскую владычицу Мурзавецкую, но и дельца из Петербурга Василия Беркутова. Он приехал, чтобы жениться на Евлампии, и, не зная еще, нравится ли ей, не сомневается в успехе. Не нарушая законов, уверенный, что "в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее", Беркутов ловко и достойно распутывает узел, затянутый Мурзавецкой, преподает ей жестокий урок и все оборачивает в свою пользу. Мало того, он заботится о престиже Мурзавецкой, оберегает ее положение в глазах общества. Но все, чего она желает в ;своих грабительских мечтах, он спокойно прибирает к рукам.

Какая разнообразная охота за богатством идет в этой комедии... Вот и юная Глафира, дальняя .родственница Мурзавецкой, ее ученица, жадная до жизни, чувственная, обаятельная, с неукротимым стремлением к роскоши, охотится за убежденным холостяком богатым барином Лыняевым. Он панически боится семейной жизни, а она обольщает его с таким темпераментом и блеском, так изощренно и искусно.


ogat_rep_32_5.jpg (20315 bytes)

Комедия "Волки и овцы, обескураживающее современна, как будто вчера написана. Провидческий дар Островского открывает удивительные совпадения и сходство, казалось бы, разных эпох: пореформенной России позапрошлого века и нынешнего переломного времени. Сегодняшняя жизнь легко входит в рамки классического сюжета, и пьеса наполняется жгучим современным смыслом.

Велико и безгранично сценическое обаяние старой комедии - ее блестящих образов, совершенных характеров, напряженного, увлекательнейшего действия, ее узорчатого языка. И в жанровом отношении она своеобразна и неповторима. Островский уходит от бытового правдоподобия, смело использует яркие приемы сценической условности. Все это подтолкнуло авторов спектакля - режиссера-постановщика заслуженного деятеля искусств России Б.Н.Голубицкого, сценографа А.П.Липовских - главного художника Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета, актеров -народного артиста России П.С.Воробьева, заслуженных артистов России Т.Е.Попову, М.М.Корнилова, А.Н.Макарова, артистов Е.Н.Полянскую, А.В.Царькова, Ю.И.Некрасову, Т.Д.Симоненко, Л.П.Борисову и других к поиску новых выразительных средств, новых способов сценического существования.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики