Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Артур Миллер. "Цена".
Драма в двух действиях. Перевод с английского К.Симонова и А.Симонова.


Братья - Виктор и Уолтер, чьи жизненные дороги давно разошлись, хотя они и продолжали жить в одном городе, встречаются после 16 лет отчуждения. Их сводит вместе необходимость продать старую мебель, оставшуюся после смерти отца и стоявшую все эти годы в мансарде дома, теперь предназначенного на слом. Великая депрессия, потрясшая Америку в начале 30-х годов, привела к банкротству отца. Семья впала почти в нищету. Младший брат Виктор взял на себя заботы об отце. Из любви, жалости и чувства сострадания к нему он пожертвовал своим будущим ученого, надел полицейскую форму. Его собственная семья терпела лишения, чтобы поддержать старика. Виктор жил трудно, тянул лямку нелюбимой профессии. Его жена Эстер теперь надеется, что вырученные за мебель деньги позволят Виктору на пороге 50-летия уйти в отставку и резко изменить жизнь, она подталкивает мужа к решительным переменам.


Уолтер все эти годы был занят собой, собственной карьерой и многого добился. Он - состоятельный преуспевающий хирург, владелец первоклассных клиник.

И вот братья встретились в этой комнате, где всюду, до потолка беспорядочно громоздится мебель, собранная с когда-то принадлежавшей Францам богатой квартиры. Все там же стоит старинное кресло, на котором когда-то сидел седой джентльмен, цепляющийся за жизнь, - их отчаявшийся, переживший катастрофу отец.

Виктор по очень старой телефонной книге приглашает оценщика - Грегори Соломона, торговца подержанной мебелью. Это одинокий, пожилой, - ему под девяносто, - человек, пришелец из прошлого. Он давно уже оставил все дела и потрясен неожиданной возможностью последний раз в жизни заняться любимой профессией. В нем мудрость житейская, почерпнутая из собственного долгого опыта общения с разными людьми, и библейская, дар провидца и пророка.

Братья встречаются друг с другом и с прошлым, с прежней жизнью. Пытаются разобраться, что же их разделило? Как жили все это время, что происходило с душой?

Неуклюжий старый приемник, рапира, арфа и белое легкое платье покойной матери - все это оживляет в памяти мир ушедших лет, запахи, особую атмосферу, забытые чувства и давние переживания, вызывает желание объясниться, вытащить старые занозы из сердца.

Герои оказываются один на один с прошлым, и оно предъявляет им свой счет. Нельзя все оправдывать временем, все списывать на него, все объяснять давлением обстоятельств.


Пьеса "Цена" - давняя, написана в 1968 г., не из нашей вроде бы жизни, но про каждого из нас, живущего в конце XX века. Зрители включаются в нервный, исповедальный разговор, становятся свидетелями-соучастниками напряженной психологической драмы. И хотя в ней все крутится вокруг вопроса о разделе наследства, на самом деле герои задумываются о цене прожитого, о власти прошлого, о способности начать новую, лучшую жизнь. Цена, о которой разгорается спор, сразу же утрачивает буквальный смысл и приобретает звучание философское.

Возвращается прошлое - и человеку не надо знать до конца, что важно, а что нет.

Как, не греша против истины, оценить прошлое, собственные поступки и поведение другого, пусть самого близкого человека, как точно отмерить - вот это добро, а это зло?

Высокую, подчас непосильную цену платит человек за творимое им добро, по в этом и только в этом случае он остается Человеком.

Драма Артура Миллера "Цена" во многом автобиографична, в ней отражен душевный опыт многих поколений его рода. Ему было 14 лет, когда началась Великая депрессия. Его отец, основатель крупной компании, обанкротился, и жизнь семьи круто изменилась. Apтypy пришлось трудно и много работать, чтобы продолжить учебу в колледже и университете.

Театральный успех пришел к Миллеру в конце 40-х. Артур Миллер - лауреата ряда национальных литературных премий. Многие его пьесы переведены на русский язык, вошли в репертуар наших театров. Он не раз бывал в России, довольно много ездил по стране, присутствовал на премьерах своих пьес, неизменно восхищался отзывчивостью российской публики. Не так давно опубликована его автобиографическая повесть "Наплывы времени". Живой интерес вызывают его воспоминания об известной актрисе Мэрилин Монро, которая была его женой.

А. Миллеру присуще истинное чувство театра. В своих пьесах он старается воспроизвести "правдивое лицо жизни".

И создание пьесы по Артуру Миллеру - это рискованное путешествие человека вглубь себя. Один из своих первых спектаклей он хотел начать так: Занавес с изображением огромного лица раздвигается - и зритель как бы вовлекается в затягивающий процесс самопознания. Люди, считает крупнейший американский драматург, должны стать более человечными, а значит - менее одинокими.

Спектакль поставил Б. Н. Голубицкий. Художник Ю.А.Филатов.

В ролях – з.а. артистка России Т.Е.Попова, н.а артисты России П.С.Воробьев, Н.Е.Чупров, А.В.Максимов.


Текст: О.Нестерова
Фото: О.Березовская

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики