Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Надежда Птушкина. "Плачу вперед!".
Современная комедия в двух действиях


Московский драматург Надежда Птушкина предоставила театру имени И.С.Тургенева право первой постановки своей новой комедии. Пьесы она пишет давно. Первую сочинила еще в 8 классе, принесла ее ТЮЗ и... попросилась в актрисы. Девочке посоветовали прежде исправить букву "р", а уж потом мечтать об актерской профессии. В конце 70-х Надежда закончила режиссерский курс Школы-студии МХАТ, ее мастером был О.Н.Ефремов. По специальности .работала немного, поставила всего три спектакля в Новомосковском театре. Сменила множество профессий из соображений сугубо практических - в семье росло трое детей. И не прекращала писать. "Я пьесы пишу, как музыку... Каждый день, иначе не вижу смысла в работе. Совершенно не принимаю речей о "творческих мучениях". Некоторые из пьес случайно попадали на провинциальные сцены. "...К театру я отношусь как к мужчине. Любить его можно как угодно преданно, умно и поэтично, но навязываться не следует, безнадежно убеждать, что ты ему необходима, но что-то у меня уже с ним было, и это прекрасно!"


В середине 90-х годов пришло признание, даже громкие премьеры в Москве и Петербурге, ее фамилия появилась на афишах многих провинциальных театров. Ее пьесы публикуются в альманахах, издается их первый сборник. А количество созданных ею произведений уже подбирается к цифре 70! Как-то вдруг стало очевидно, что Птушкина - яркий, самобытный и глубоко театральный автор. При этом, ее творчество вызывает полярную разноголосицу критических мнений - от восхищения и восторгов до полного неприятия. Одно несомненно, - и с этим не спорит никто - у Н. Птушкиной абсолютный сценический слух, и пьесы ее необычайно сценичны. Характеры в них выписаны рельефно, заразительно, и играть их актерам одно удовольствие.

В пьесах Птушкиной, жанрово ярких, причудливых, обычно мало действующих лиц, но все персонажи - главные, независимо от ролевого объема. И все роли - выигрышные, бенефисные.

Комедия "Плачу вперед!" - о любви. Вокруг этого стремительно развивается действие, возникают непредсказуемые события, парадоксальные ситуации. Здесь, говоря авторским языком, представлена "любовь реальная и пылкая, мечтательная и чувственная, страстная и самозабвенная, полная противоречий и надежд". И еще это пьеса о театре, о его тайнах и магии, о необъяснимой и неразгаданной власти над душами людей. Пьеса очень честная и смешная. В ней - особая глубина и сокровенность. Тоска по любви подлинной, единственной и мечты о счастье.


Действие комедии происходит в Москве, в обыкновенной двухкомнатной квартире одного из "спальных" районов. Знаменитый актер Михаил Распятов - он уже в летах, ему под 60, - пробуждается вечером в смокинге на собственной кровати и обнаруживает рядом не жену, известную актрису Полину Аметистову, а меценатку Липу Сидорову в сногсшибательном эротическом белье.

Как он сам о себе говорить, - артист академического обанкротившегося театра, Распятов уже два года мечтал о постановке желанной пьесы, но не было средств. Отчаивался и впадал в депрессию. Вдруг неожиданно явилась Липа и предложила необходимые деньги. И вот вчера с оглушительным успехом прошла премьера, счастливая вершина интересной актерской судьбы Распятова и Полины. Жене пришлось спешно уехать с банкета к больной внучке, а Олимпиада Николаевна, спонсор осуществленного театрального проекта, привезла под утро Распятова домой, и они проспали весь день. Она многозначительно благодарит его за удовольствие, которое он доставил ей как женщине, и делает ему головокружительное предложение -жениться на ней на срок в один год. И за год семейной жизни с ним готова заплатить вперед миллион долларов! На эти деньги Распятов сможет открыть собственный театр.

Михаил Александрович потрясен. Сразу после премьеры он собирался объявить жене, что уходит от нее к юной дебютантке Натусе, разделившей с ними успех премьеры.

Полине Сергеевне, которая приходит домой в самый неподходящий момент рискованных бурных воспоминаний о времени, проведенном в постели, Липа предлагает 100 тысяч долларов отступных...

Зрителям предстоит пережить немало неожиданностей в развитии комедийного сюжета. В пьесе заключена добрая сердечная энергия, вера в духовные силы человека, надежда. Распятов истово мечтает "создать Театр, который будет только радовать и развлекать. Развлечение - не пустяк, а огромная душевная потребность... Лишь чувства добрые, лишь веру в себя и любовь к себе и восхищение собою у каждого человека пробудит мой театр. И зритель после спектакля пусть по-новому хоть ненадолго взглянет на этот мир - какое счастье, какой праздник просто жить и чувствовать!"

Именно такой зрительской реакции ожидают создатели спектакля - режиссер и сценограф Ильдар Гилязев, заслуженные артисты России Артур Максимов и Екатерина Карпова, артистка Елена Полянская и выпускницы Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Ирина Щеглова, Наталья Ткаченко.


Текст: О.Нестерова
Фото: О.Березовская

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики