Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

П.И.Григорьев. "Дочь русского актера".


Неугомонный Репетилов в грибоедовской комедии "Горе от ума" восклицает: "Да! водевиль есть вещь, а прочее всё гиль", т.е. чепуха, ерунда, а также смута, разорение. И вот когда повседневность доставляет нам столько неудобств, обид и печалей, когда вокруг всё -гиль, театр к обоюдному удовольствию, своему и зрительскому, обращается к трогательному, милому старому жанру - водевилю с его стремительной интригой, наивной, вселяющей надежду душевной мелодией. Спектакль "Дочь русского актера" - это еще и открытие забытого автора - Петра Ивановича Григорьева (1806-1871 гг.), известного актера Александрийского театра и плодовитого драматурга, написавшего свыше 70 комедий и водевилей. Под занавес своей театральной судьбы он объединил их в собрание сочинений "Театр П.И.Григорьева". Последний, пятый том вышел уже без него.


В юности, в годы ученичества в Петербургском императорском театральном училище, Григорьев вместе с приятелем, впоследствии знаменитым артистом и водевилистом П.А.Каратыгиным, рискнул разыграть на школьной сцене запрещенную тогда комедию "Горе от ума" и репетировал Чацкого. Грибоедов сочувственно относился к этой дерзкой попытке друзей и приглашал их к себе, так что они не раз слышали, как он читал в небольшом кружке знакомых чудную свою комедию. На репетиции великий автор приводил Бестужева и Кюхельбекера. Когда спектакль был почти готов, его не разрешили играть. Но это общение с Грибоедовым, уроки комедии, которые невольно брал у него Григорьев, не прошли даром.

П.И.Григорьев - прославленный мастер водевильного жанра. Многие, вышедшие из-под его пера водевили долгие годы оставались самыми репертуарными, а одобрительные рецензии на их постановки писал сам В.Г.Белинский.


В 40-е и 50-е годы 19 века театральная афиша в столицах и провинции была особенно насыщена веселыми комедиями с куплетами, музыкой, танцами. Именно в этом незатейливом, казалось бы, развлекательном жанре, приобретали завидную известность

многие актеры. Водевиль - это тот жанр, которому не дано быть скушным! В нем - все обаяние театра, его очарование: легкость, естественность, живость, милые глупости, игра ума и фантазии, кокетство таланта. Водевиль знает короткий путь к зрительскому сердцу и в наши дни. Главная особенность сочинений Григорьева, как и вообще русских водевилей, - проникновенность, душевность. В них бьется живое и страдающее человеческое сердце.

"Дочь русского актера" (1844 г.) - один из лучших водевилей П.И.Григорьева.

Старый комик Лисичкин получает неожиданное извещение об отставке. Он предан Александрийскому театру, мечтает умереть на его сцене, приготовил к дебюту единственную свою дочь, развил ее природное дарование. Сокрушенный увольнением, он объявляет ей, что вечером за самоваром она будет помолвлена с его давним приятелем, отставным прапорщиком Ушицой, и должна забыть о сцене...


Действие в водевиле "Дочь русского актера" развивается стремительно. Складывается непривычный любовный треугольник: Верочка, предназначенный ей папенькой жених и... Александрийский театр! Виртуозно лицедействуя, Верочка разыгрывает перед Ушицей каскад сцен с моментальными переодеваниями, неожиданными появлениями в разных образах и добивается своего. Доведенный до изнеможения путаницей и неразберихой, жених покидает дом своего друга Лисичкина, а счастливая Верочка сообщает отцу, что ей предложен дебют на Александрийской сцене. Лисичкин горд" :Моя фамилия не умрет на этой синевато-серой театральной афишке!"

Д.В.Григорович оставил щемящие воспоминания о премьере водевиля "Дочь русского актера" в Александрийском театре. Лисичкина с блеском играл А.Е.Мартынов. "Зрители партера поднялись со своих мест, как один человек бросились к оркестру. Шум, крики. Летели букеты. Стены Александринки, наверное, в этот вечер должны были где-нибудь дать трещину".

Водевиль немыслим без куплетов, и в спектакле они звучат - бойкие и задорные, выразительные и поэтичные. Оригинальную музыку написал петербургский композитор Б.С.Фогельсон.

Лучшие водевильные роли счастливо переходят к последующим актерским поколениям. В спектакле рядом с мастерами - заслуженными артистами России Н.Е.Чупровым, М.М.Корниловым, артистами С.И.Коленовым, В.М.Алексеевым заняты молодые актеры. Ю.И.Некрасова, С.А.Малых, Н.В.Ткаченко и др. Они вносят в яркий, искрящийся весельем спектакль свежесть, азарт, неподдельное сценическое обаяние.

Постановщик - молодой режиссер из Санкт-Петербурга В.С.Ровинский. художник М.В.Ли.


Текст: О.Нестерова
Фото: О.Березовской

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики