Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Фридрих Шиллер. "Коварство и любовь".
Мещанская трагедия в двух актах. Перевод с немецкого Н.Любимова.


Удивительно проходит через историю орловской сцены эта великая пьеса немецкого поэта и драматурга. В самые первые сезоны крепостного театра графа С.М.Каменского Луизу играла несравненная Кузьмина, трагическая муза орловской сцены. Есть свидетельства современников, которые восхищались ее вдохновенным мастерством, простотой и благородством ее манеры. В начале 40-х годов прошлого века на орловских подмостках в этой роли выступала Любовь Млатковская. Ей довелось на провинциальных сценах не раз играть в шиллеровской драме вместе с самим Мочаловым, чье исполнение роли Фердинанда стало легендой. Пожалуй, после Гамлета, это было наиболее блестящее создание знаменитого трагика. Музыканта Миллера, отца Луизы, в премьерном спектакле Малого театра играл М.С.Щепкин. И в том же 1842 г. он выступал в Орле с короткими гастролями, от него как бы исходил свет той постановки "Коварства и любви".


Как раз в те годы в России был острый интерес к творчеству Шиллера. Помните у Пушкина:

"Поговорим о бурных днях Кавказа, О Шиллере, о славе, о любви".

Пылкий романтик Шиллер стал общим любимцем, "поэтом юности" многих поколений. "Лица его драм были для нас существующие личности, мы их любили и ненавидели, как живых людей. Сверх того, мы в них видели самих себя", - писал А.И.Герцен. А. Ф.М.Достоевский, вспоминая в зрелые годы свои детские впечатления от игры Павла Мочалова, признавался: "Я вызубрил Шиллера, говорил, бредил им. Я думаю, что ничего более кстати не сделала судьба в моей жизни, как дала мне узреть великого поэта."

Трагедии Шиллера постоянно возникали в орловском репертуаре. "Коварство и любовь", трогательная и трагическая история о немецких Ромео и Джульетте шла в сезонах 1918-19 гг., 1936-37 гг. Последняя постановка была лет двадцать назад. Сейчас, на исходе века, к ней обратился хорошо знакомый орловцам петербургский режиссер Анатолий Морозов.

Первоначально пьеса называлась по имени героини - "Луиза Миллер". В отличие от других драм Шиллера, события которых уходят в историю и отделены столетиями, эта пьеса наиболее тесно связана с живой современностью, окружавшей молодого автора. В ней все, что пропущено через его восприимчивое сердце -пережитое, услышанное, увиденное. Униженное достоинство, обиды, муки личной несвободы, горечь разочарований в людях.


Германия во времена Шиллера (1759-1805 гг.) была раздроблена на 362 карликовых государства. В одном из них - Вюртембергском - и жила семья поэта. Отец его служил управляющим герцогскими садами, а сам Фридрих - полковым лекарем. Он мечтал о театре, писал стихи и первые драмы. И вот в 1782 г. в соседнем Маннгейме, который славился замечательной драматической труппой, с оглушительным успехом сыграли "Разбойников" Шиллера. Это задело могущественного герцога Вюртембергского, и он велел посадить своего подданного на гауптвахту. В дни ареста молодой поэт задумывает трагедию о прелестной, чистой, скромной дочери бедного скрипача Луизе и сыне Президента при дворе герцога - Фердинанде, избраннике

судьбы по рождению, осыпанного милостями, придворном военном с блестящей карьерой и ясным будущим. Их жизни - то пространство, где столкнулись добро и зло, лучезарное, импульсивное чувство и изощренное коварство, сошлись любовь и смерть. Завороженные любовью, Луиза и Фердинанд оказываются в паутине интриг.

Президент достиг вершин власти, теперь его заботит карьера сына, которого он очень любит. Фердинанду предстоит обручиться с фавориткой герцога. Уверенный в послушании сына, Президент не знает, что эту интригу затеяла сама леди Мильфорд, вернее, ее искреннее чувство к юному майору. Это она убедила всех, что брак с Фердинандом - верное средство сохранить ее для герцога. Вурм, личный секретарь Президента, еще недавно жених Луизы, ", изобретательно добивается фальшивых доказательств ее неверности возлюбленному. Униженная, отвергнутая любовь Вурма превращается в коварство. Трагическая неспособность героев разглядеть и понять тех, кто рядом, облегчает ему пути. Только смерть вызволяет их из этого адского круга...

Шиллер увлеченно работает над мещанской трагедией "Луиза Миллер". Кстати, Луизой звали его младшую сестру и молодую вдову, мать двоих детей, которую Фридрих полюбил в то время всем сердцем. Вскоре герцог вообще запретил Шиллеру писать драмы, и тогда тот решается на дерзкий побег, скитается под чужим именем и заканчивает для актеров Маннгеймского театра новую пьесу. " ..Моя "Луиза Миллер", - рассказывает он в одном из писем, - в 5 часов утра уже выгоняет меня из постели. И вот я сижу, чиню перья и пережевываю мысли". И так характеризует свою новую драму: "Комическое здесь перемешано с трагическим, веселое со страшным и, хотя кончается она достаточно трагично, в ней все же выступают на первый план несколько веселых характеров и ситуаций".

Название "Коварство и любовь" предложил актер Иффланд во время репетиций, в которых азартно участвовал молодой автор. Мир актеров стал и частью его судьбы. "В театре я чувствую себя свободно, как в собственном доме". На премьере 15 апреля 1784 г. зрители были в восторге и устроили взволнованному Шиллеру овацию. Трагедия "Коварство и любовь" начала свой путь по сценам мира.

Еще в Маннгеймском театре в 80-х годах 18 века актеры жаловались, что играть в пьесах Шиллера немыслимо трудно, как в шекспировских.

Луизу и Фердинанда в орловской постановке играют молодые актеры Юлия Некрасова и Вадим Крисюн. В роли Президента выступает народный артист России Петр Воробьев. В остальных ролях - заслуженные артисты Российской Федерации Николай Чупров, Наталья Алексеева, артисты Сергей Аксиненко, Сергей Коленов, Ирина Михеичева и другие. Художник спектакля - Владимир Литаш. Композитор - заслуженный деятель искусств России Григорий Гоберник. Ассистент режиссера – Сергей Морозов.

Непросто создавать шиллеровские образы. Непросто быть и настоящим зрителем его драм. "Публика для меня теперь единственная наука, единственный повелитель и друг..." Это признание Шиллера живо и в наши дни. Именно неугасимый зрительский интерес помог поэту стать гражданином грядущих поколений. Имя великого трагического поэта носит 39 школа-лицей, в ней воспитываются внимательные его читатели и горячие почитатели.

И как современно звучит герценовское замечание в "Былом и думах": "Тот, кто теряет вкус в Шиллеру, тот или стар или педант, очерствел или забыл себя."


Текст: О.Нестерова
Фото: О.Березовской

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики