Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Джон Маррелл. "Смех лангусты"
Трагифарс в двух действиях
Перевод с английского М.К.Левиной и А.Я.Рейжевского

"У лангусты - морского рака -
нет нервной системы, но когда
повар лишает их жизни, они
издают крик, похожий на смех.
Издевательский смех. Никто
его не слышал, но говорят..."


Есть в биографии Сары Бернар (1844-1923 гг.), величайшей актрисы Франции, весьма примечательный факт: в три года она, по недосмотру кормилицы, упала в радостно потрескивающий огонь камина. Всю дымящуюся, ее вытащили и бросили в ведро в парным молоком. Она выжила, и даже не осталось ни одного шрама, никаких следов. Однако это крещение огнем, быть может, многое определило в ее судьбе и характере, сильном, целеустремленном. Страстная, своевольная, нетерпеливая, будто огонь бился в ее жилах, Сара еще в очень юные годы бесповоротно решила стать личностью. Ее жизненный девиз - во что бы то ни стало!


Прежде ей казалось, что жизнь будет совсем короткой, но в 37 лет она решила жить долго и стать великой актрисой. Так и случилось: из 78 земных лет 60 посвятила сцене. Когда-то ее, семнадцатилетнюю выпускницу Парижской консерватории, поразила темная тихая сцена Комедии Франсэз, ее первого театра - черный провал зала, знаменитые тени прославленных мастеров.... "Я не знаю ничего более животворного, ничего более веселого, чем этот сумрак, ничего более лучезарного, чем эта чернота!" Хрупкая, гибкая, с рыжей копной вьющихся волос, огромными выразительными глазами и "золотым" голосом, - недаром говорили, что у нее в горле -божественная арфа, она неистово желала славы, а когда успех возносил ее, Саре было неспокойно, ей хотелось обжигающего перелома в судьбе, бунта. Среди 130 сыгранных ею ролей - целая галерея... мужских: шекспировский Гамлет, Орленок у Ростана, Лорензаччо у Мюссе и другие.

Она сама была мастерицей своей судьбы - божественная, несравненная избранница публики, звезда, идол 19 века. Слава ее была всесветна и скандальна. Сценическую технику Сара довела до совершенства. Ни на сцене, ни в жизни для нее не было проблемы возраста. Ее экстравагантные выходки, скандальные странности, шокирующие любовные истории, демонстративная экзотичность вызывали восхищение и ненависть. Гастрольные турне актрисы по Америке, ее жажда странствий, полеты на воздушном шаре, привычка спать в розовом гробу, ручные гепарды и тигры - все это множило легенды о самой оригинальной женщине 19 века.


Трижды Сара Бернар приезжала в Россию(1881, 1893 и 1908), и все города, где она выступала - Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Киев вставали на дыбы, по ироничному замечанию А.П.Чехова.

Когда в начале 80-х гг. прошлого века канадский драматург Джон Маррелл написал пьесу о Саре Бернар -"Смех лангусты", к ней сразу обратились ведущие актрисы в разных странах. И в наши дни этот интерес неослабевает. В Московском театре имени Маяковского спектакль "Смех лангусты" за 16 лет прошел триста раз!

Действие пьесы разворачивается в течение суток в последнее лето жизни актрисы на ее приморской вилле. Сара торопится завершить второй том своих мемуаров, пытаясь через толщу выдумок и мифов о себе, через годы и десятилетия добраться до сути, до сердцевины собственной судьбы. Она подбирает самый верный ключ к кладовым своей памяти - театральный. Берет в партнеры преданного ей секретаря Жоржа Питу и затевает игру в воспоминания. Начинается непрерывная импровизация, Питу приходится быть то одним, то другим персонажем из ее жизни, мгновенно менять маски. Разыгрываются сюжеты - трогательные и смешные, драматические и буффонные. Оживает прошлое, былые чувства и переживания, вызываемые забытыми мелодиями, ветром, морем. Она боится не успеть и спорит с солнцем, ведет яростный и очень значимый диалог со светилом, которое видится ей даже на ночном небе. Во всем многообразии предстает в спектакле блистательная, трагическая жизнь великой актрисы, любимые ею классические роли, круг людей, близких ей в разные годы.


В роли Сары Бернар выступает москвичка Елена Полуэктова, которая выбрала эту пьесу для новой встречи с орловской публикой. Зрители, конечно, помнят ее в спектаклях сезонов 1987-89 гг. Елене Полуэктовой, как и ее героине, в какой-то мере свойственно стремление к неожиданным крутым поворотам и сломам в творческой жизни. Тогда, в конце 80-х, приглашенная после окончания Щепкинского театрального училища в один из московских театров, она, вдруг решает провести свои первые сезоны на провинциальных подмостках. Ее дебюту на тургеневской сцене сопутствовал успех. Она замечательно сыграла актрису Флоринскую в драме М.Яблонской "Плюшевая обезьянка в детской кроватке". Дарование Е.Полуэктовой раскрылось в ролях - Варвары ("Мандат" Н.Эрдман), Аксиньи ("Лес" А.Н.Островского), Лоран ("Звезды на утреннем небе" А.Галина) и др. В 90-е годы актриса приезжала в Орел с антрепризными спектаклями.

Постановщик "Смеха лангусты" - известный московский режиссер Юрий Клепиков, декорации и костюмы выполнены по эскизам Анастасии Глебовой, очень востребованного в столичных театрах художника.

Режиссер и актриса не искали и не добивались сходства с Сарой Бернар, не пытались реставрировать ее образ. Это невозможная и невыполнимая творческая задача. Тем более играть ее возраст - исполнительница почти вдвое моложе своей героини. Елена Полуэктова выводит на сцену очаровательную женщину, которую когда-то звали Сарой Бернар, и на яркой канве ее биографии создает собственный душевный узор, проживает то, что волнует ее, актрису 21 века и современников в зрительном зале - зачем приходим мы в этот мир, на что тратим свои дни, в чем смысл земного бытия.

Жизнь прекрасна и самоценна, но она уходит, и надо проживать каждую ее минуту так, чтобы душа ликовала. Пьеса и спектакль о жажде жизни, о любви и одиночестве, о силе духа и преодолении, о том, что надо жить во что бы то ни стало!

Жоржа Питу играет артист театра имени И.С.Тургенева Сергей Коленов.
Музыканты - Наталья Михайлина (рояль), Алла Иоан (виолончель), Наталья Шурыгина (скрипка), Антон Котиков (саксофон).
Балетмейстер - Лариса Бухвостова.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики