Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

В.Гюго. "Анджело, тиран Падуанский"
Драма в двух действиях Перевод с французского Михаила Лозинского

В притеатральном музее истории Орловской сцены есть драгоценный экспонат: в разделе экспозиции 19 века, посвященном сезонам 1872-74 гг., когда антрепризу в Орле держал замечательный актер Петр Медведев, выставлена старинная фотография знаменитой русской трагической актрисы Пелагеи Стрепетовой в роли Тизбе из драмы Виктора Гюго "Анджело, тиран Падуанский". Судьба этой пьесы великого французского классика в России складывалась, пожалуй, наиболее удачливо. Вскоре после майской 1835 г. успешной премьеры драмы на сцене Комеди франсез она была переведена на русский язык и издана в Санкт-Петербурге под названием "Венецианская актриса", а в ноябре 1835 г. сыграна в Александрийском театре. Новый виток повышенного к ней интереса приходится на 60-70-е годы 19 века.


Многие пьесы Гюго долгие годы были в России под цензурным запретом. Два последние десятилетия 19 века - века величайших писателей Виктора Гюго и Ивана Тургенева - время исключительного внимания к романтическим драмам Гюго на российских подмостках. Особой тягой к романтическому репертуару отмечены и 20-е годы прошлого столетия, их по праву можно назвать сезонами расцвета Гюго.

К сожалению, так сложилось, что более полувека Гюго не было на орловских афишах. И вот после долгих лет . перерыва Орловский академический театр имени И.С.Тургенева возвратился к национальному поэту Франции и. посвятил его 200-летию постановку драмы "Анджело, тиран Падуанский".

В России нет устоявшейся театральной традиции постановки пьес Виктора Гюго. Режиссер Борис Голубицкий подошел к старинной драме "Анджело" как к свежей, современной пьесе и предложил ее своеобразное решение именно на тургеневской сцене.


Виктора Гюго и его младшего современника Ивана Тургенева сближало отношение к человеку, к духовным ценностям. Им обоим был дорог главный гуманистический принцип эпохи Возрождения: "Человек - мера всех вещей". Обоих прежде всего занимала, интересовала судьба женщины, преобразующая сила любви. Любовь - основная ценность в злом и жестоком мире. Самая яркая сторона таланта обоих писателей - умение рассказать о любовных катастрофах. Через женщину, ее судьбу, ее счастье или печаль дать срез века, срез жизни современного общества, узнать истину о предельных возможностях человека."Анджело" - драма о любви, в которой раскрывается душа, личность, век.

Создавая новую сценическую версию романтической драмы Гюго, режиссер исходил из прочного убеждения, что в ней автор следовал за Шекспиром. Особенность режиссерского решения - в подчеркнутой камерноста происходящего, в ярких крупных планах, выхваченных из потока жизни. В спектакле нет масштабных сцен, многофигурных композиций. Государственная жизнь, политика, круг общения тирана, действие драмы разворачивается в Падуе в 1649 году - все это постоянно ощущается, но, вслед за Гюго, режиссер фокусирует внимание на частной жизни деспота Анджело, его супруги Катарины, куртизанки и актрисы Тизбе, монарха-изгнанника Родрльфо.

Две женщины и трое мужчин - и весь мир!


Подробно, скрупулезно исследуется многообразие душевных движений героев, созданный Гюго психологический мир с его особой силой страстей, высотами духовных найтов и страшными глубинами нравственных падений.

Оригинальность драмы в поэтических, наполненных чистотой, очарованием и драматизмом женских характерах. Сдержанная трагическая интонация спектакля подтверждает: "Анджело" - не пьеса о любовных интригах при дворе, нет, это драма о цене, которую человек платит за сильное чувство, о благородных порывах души, о жертвенности любви, о готовности отдать все, даже жизнь, во имя счастья другого. Любовь по Гюго драгоценная "жемчужина в темных тайниках жизни". В спектакле нет романтической преувеличенности, приподнятости, излишнего пафоса, но есть интенсивность чувств, живые и подлинные страдания, чуткие сердца. Нравственная, всецело проистекающая из сердца история.

Режиссеру и актерам в лучших сценах спектакля удается передать особое шекспировское самочувствие и настроение. К этому стремился Гюго, об этом размышлял в своем замечательном предисловии к драме. Мрачные ночные сюжеты, тайные движения, скрытая жизнь... Все словно сдавлено, стиснуто, нет радости бытия, острые контрастные вспышки света и тьмы, благородного и злодейского. Жизнь без любви не лучше смерти. И все же - где истинная любовь, там свет идеала. Как бы не была безраздельна и мрачна сила судьбы, истинное нравственное чувство выше и ярче.

Режиссер и актеры сумели не только выявить очарование стиля Виктора Гюго, сохранить его сценическое обаяние, но и проявили чуткое чувство автора, передали совершенство ритмического рисунка, раскрыла Гюго для современной сцены.

Декорации и костюмы созданы по прекрасным эскизам художника Леонида Розсохи, который живет в Баден-Бадене (Германия).

Анджело играет заслуженный артист России Артур Максимов, Тизбе - Нелли Галченко, Катарину - Юлия Некрасова, Родольфо - Вадим Крисюн, Омодэи - Сергей Коленов.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики