Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

А.Н.Островский. "Не было ни гроша, да вдруг алтын"
Комедия в двух действиях

Зрители - народ дотошный, многим интересно вступить в диалог с режиссером. Итак, зрители берут интервью у постановщика комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" заслуженного деятеля искусств России Б.Н. Голубицкого.

Борис Наумович, даже при беглом знакомстве с афишей последних лет очевидно, что Островский - Ваш любимый автор.
Б.Н. В молодости Александр Николаевич, путешествуя, мечтал увидеть истоки Волги, ему это было необходимо. Так и мы, путешествуя по жизни, устремляемся к Островскому - источнику нравственности и духовности. Он одарил нас превосходными пьесами. Моя первая режиссерская работа после окончания ЛГИТМИКа (ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства) - его комедия "Доходное место". С тех пор храню ему особую верность. "Не было ни гроша" - мое пятое обращение к наследию классика на орловской сцене.

Чем обусловлен выбор именно этой пьесы?
Б.Н. "Колумб Замоскворечья" - так называли Островского, "Шекспир Замоскворечья" - такое прозвище ему тоже давали иногда. И эта пьеса, как никакая другая, именно колумбова. Она открывает огромные внутренние материки! В ней замечательно представлен весь мир Островского, есть все, чем он знаменит: все его излюбленные темы, краски, типы. Необычайно талантливая, загадочная пьеса.

И Вам удалось подобрать свой, особый ключ к ней?
Б.Н. Надеюсь. Прежде всего я обратил внимание на авторские ремарки, они всегда имеют образный смысл. Пьеса написана в 1871 году. Островский помечает: "Действие происходит лет тридцать тому назал". То есть в 1841 году. Зачем ему это понадобилось? Догадка пришла неожиданно - в 1841 году Гоголем была написана повесть "Шинель", а главное действующее лицо пьесы Островского - шинель. "Все мы вышли из-под гоголевской шинели". - так сказал И.С.Тургенев. В этой комедии, как нигде, видна путеводная ниточка к Гоголю. Все персонажи в ней ошинелены. Подчинилась судьбе Анна, надев на себя когда-то солдатскую шинель и полюбив ее. Видит во сне свои похороны Настя, а надета на ней все та же двуличневая шинель: в одну сторону отливает одним цветом, а в другую золотом. Призрак шинели витает над этим замоскворецким захолустьем.
Дав Крутицкому имя Михей Михеич и надев на него "вечную" шинель, Островский вольно-невольно сравнивает его с гоголевским Акакием Акакиевичем, маленьким человеком, которому автор искренне сочувствует. Взгляд же самого Островского на своего героя более жесткий. Михей Михеич - забитый, ничтожный, но у него за подкладкой, стертой шинели таятся сокровища. Потеряв шинель, Башмачкин теряет все, саму жизнь. Герой Островского Крутицкий, утратив часть богатства, спрятанного за подкладкой покончил с собой. О сострадании к нему речи нет. Островский показывает таким образом движение времени. Когда капитал начал приходить, человек стал сильно меняться. Это и есть тема пьесы. И замечательно ее название: "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Не бывает так, что вдруг алтын, всегда это какие-то потери. Как говорит Анна: "Душу он свою погубил за эти деньги". На первое место в этой пьесе в наших театральных размышлениях выходит Елеся, молодой человек, придурковатый, дворовый мальчишка для битья. Ему в финале выпадает счастье, в его судьбе -живое воплощение того, что вот не было ни гроша, да вдруг алтын. И мы видим, что деньги, которые вдруг сваливаются с неба, делают с человеком. И особенно наглядным становится смысл вынесенной в заглавие поговорки.

И в этом современное звучание пьесы?
Б.Н. Я не сторонник актуализации, не считаю, что спектакль должен отвечать на какую-то злобу дня. Однако невозможно ставить классику и не ощущать ее донной связи с сегодняшним днем. Мне просто не по душе, когда эта связь поверхностна... А вот тема, которую Островский поднимал, - что с человеком делают деньги, добывание их, страсть к ним - и в ваше время очень жива.

И что еще открылось на репетициях в этой загадочной пьесе?
Б.Н. В комедии столько удивительного: автор выводит на сцену вещь, и она начинает жить самостоятельной жизнью, точь-в-точь, как у Гоголя. У тогопредмет, который человек держит в руках, как, например, шкатулка у Чичикова со списками мертвых душ, - не предмет, а действующее лицо, абсолютно живое. И шинель так же, она определяет бытие человека. Как хотелось бы: я -человек, я - хозяин жизни, вещь мне подчиняется. А здесь все наоборот. Человек становится предметом купли-продажи, рабом вещи, одежды. Шинель, надетая на Крутицкого, ведет его к гибели, она его душит. Елеся, беспризорный мальчишка, облачается в сюртук и тотчас становится женихом. Настя - сначала у нее бедный платочек и судьба бедная, надевает другой платочек - и делается проданной невестой. В пьесе такой сплав фантастического. Превращение жизни в игру, игры в жизнь, вещи в хозяина и наоборот. Крутицкий, перед тем, как "зацепиться за сучок", произносит монолог, равный гамлетовскому. Он одержим космическими масштабами осмысления бытия. А лакмусовой бумажкой являются деньги. Эта бумажка и проявляет вечный вопрос - Зачем жить?.. Он живет не совсем в той реальности, в какой обитает. И когда из его шинели вырывают клок, а вместе с тем вырывают его из этой реальности, он вдруг понимает - незачем жить. Рушится мир, рвется подкладка жизни. "Так уж лучше один конец. Казнить меня на площади, жилы тянуть". И казнит себя, повесившись в саду.

Кто-то очень верно заметил, что у Островского все в названии пьесы...
Б.Н. Не только в названии пьесы, но и в фамилиях действующих лиц и даже в именах.
Баклушин - герой, за которого должна выйти замуж Настенька. Он бьет баклуши, он не может помочь ей, или спасти, сам ищет богатую невесту. И в финале звучат слова внезапно разбогатевшей Насти: "Я знаю, что мы с Модестом Григорьевичем скоро все промотаем". Надежды на это поколение нет, как нет и счастливой развязки.
Островского часто обвиняли в облегченно счастливых финалах, когда вместо похорон - свадьба. В этой пьесе и похороны, и свадьба. Крутицкий повесился, а Настя выходит замуж. Вероятно, свадьбой завершатся и взаимоотношения Ларисы и доброго молодца Елисея. Нетрудно представить себе их будущее - дурачка и блудницы. И название пьесы "Не было ни гроша, да вдруг алтын" звучит как-то удивленно и почти вопросительно...

А как решается сценическое пространство?
Б.Н. Поразительно найдено драматургом место действия, здесь соединяется грошовое подзаборье, и живут -либо безгрошники. либо алтынники. Царство оборотней и перевертышей. Миллионер ходит в нищенском робе, а дворянин, одетый с иголочки, - реально нищий. Полицейский, поставленный блюсти порядок, - первый помощник грабителям. Богатая невеста Лариса, которую никто не хочет брать. Бедная невеста Настя, которую хотели бы взять, да денег нет. Все вывернуто, все наизнанку. Островский дает не просто бытовое место действия - сад, овощная лавка, забор, дом, который еще "с француза без присмотра стоит", - а перекресток на самом краю Москвы, в захолустье. Кто и где живет - не понять. На этом пятачке все время разыгрываются какие-то истории. Это можно назвать эффектом двора. Двор всегда чуть-чуть театр. Вот и смотрят обитатели с утра до ночи во двор - кто прошел, кто пришел? Co-бытие. Даже места за всеми закреплены. Вот они так и пребывают все вместе - будто конец света уже произошел. Только они еще не знают этого. Когда узнают, что будет?
Художник Владимир Королев передает в своих декорациях особое пространство жизни, враждебное человеку. Это его дебют на нашей сцене. Он ученик известного мастера Д.Лидера, работал в Киеве, теперь живет под Мценском.

И, наконец, представьте исполнителей центральных ролей.
Б.Н. Островский считал, что мы к сценическому искусству едва ли не самый способнейший в мире народ.
Очень важным для меня было участие в спектакле студентов актерского курса Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Они впервые получили здесь большие роли на большой сцене и выступают с мастерами - заслуженными артистами России Т.Е.Поповой, Ё.А.Карповой, А.А.Магдалининым, А.В.Максимовым, М.М.Корниловым. Островский, мне кажется, поможет им - Снежане Малых, Гале Начекиной, Наташе Ткаченко и другим стать артистами.

Текст: О.Нестерова

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики