Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

А.Н.Островский. "Не все коту масленица"
Сцены из московской жизни с одним антрактом

На афише тургеневского театра после великого земляка, чье имя он носит уже более полувека, самый почитаемый и популярный автор - Александр Николаевич Островский. С ним связано немало ярких театральных событий. Драматург востребован и актерами и зрителями, он помогает оживить традиции, возвратиться к корням, истокам. Примечательно, что одновременно в репертуаре держатся несколько спектаклей по его произведениям. И первое в новом столетии обращение к Островскому, к его комедии "Не все коту масленица", еще раз подтвердило, что классик по-прежнему в ладах с публикой. Все, что волновало его 130 лет назад, и нам, сегодняшним, представляется близким и важным, воспринимается с глубокой человеческой заинтересованностью, с искренней солидарностью.


Комедия "Не все коту масленица", - а премьера ее случилась в октябре 1871 г. на сцене Малого театра, ныне прославленного Дома Островского, - замечательна в ряду других пьес классика тем, что в ней впервые милые автору герои не поклонились самодур), проявили свободу воли, самостоятельность поступков в ответ на оскорбления и унижения. Успех спектакль имел необычайный. Как отмечал Островский в одном из писем: "Пьеса идет каждый день, и нет дозору до билетов".

Зрители сразу оценили и новое в характерах, и особую сочность языка, и ясный юмор пьесы. Пожалуй, трудно найти другого такого русского драматурга, который был бы так тесно связан с актерами, как Островский. Едва задумав сюжет, он уже предчувствовал сценическое бытие персонажей. Недаром мастера российской сцены ожидали ролей в его пьесах, охотно выбирали их для своих бенефисов. Первым в роли Ахова на сцену Малого вышел великий Пров Садовский, кстати уроженец Орловской губернии. Много с тех пор сценической воды утекло, но жива добрая актерская традиция. Именно этой ролью отметил свой юбилей в октябре 2001 г. заслуженный артист России, ведущий мастер тургеневской сцены Анатолий Макаров.


В центре комедии - два соседствующих семейства: купеческой вдовы Кругловой с дочкой-бесприданницей и богача Ахова, миллионщика лет 60. В незамысловатых, на первый взгляд, сценах из московской жизни - все в движении, все охвачены своей страстью, пусть иногда смешной и нелепой. Тупая одурь богатства, уверенность в собственной вседозволенности у Ахова, лихорадка бедности и крепнущей любви у племянника его Ипполита, мечта о счастье у бедной невесты Агнии.Для Ахова весь мир в нем самом, в его капитале, силе, капризах. Он постоянно твердит о преимуществах прежнего времени перед нынешним. Новое время пугает его своими гримасами: нынешние смеют усомниться в силе денег, в их абсолютном авторитете и власти. Богатству непочтение оказывают. Молодежь своевольничает: один его сын сбежал вместе с семьей от отцовского самоуправства, другой ничтожен в пьянстве, дебошах и угодливом почтении. Не знает Ермил Зотыч, куда спрятаться от тоски в огромном своем доме. А на днях заблудился в нем, даже кричал - Караул! Еле его экономка вызволила из лабиринта сорока комнат.


Ипполит стеснен робостью и бедностью, многие годы он безропотно ведет дела своего дядюшки - толстосума в надежде когда-нибудь получить жалованье. Обаятельный, импульсивный, несколько дурашливый, смешной в своих страхах перед денежной силой Ахова, он старается сохранить в душе честность, совестливость, хотя жизнь нещадно ломает его и ставит на колени. И вот теперь, когда их с Агнией будущее счастье зависит от обещанного жалованья, он решается на отчаянный дерзкий поступок. Умирая от страха, почти водевильно подкрепив себя в пивной, Ипполит посмел возвысить свой голос против всемогущества Ахова. Ермил Зотыч потрясен крахом своего сватовства к Агнии, непокорностью племянника, своеволием Кругловой, которая, решая судьбу дочери, уверена, что богатство-то хорошо, но счастье лучше!

Ахов в отчаянье: "Как жить? Родства народ не уважает, богатству грубить смеет! Разве свет на таких порядках долго простоит! Разврат что ли в мире пошел? Бес, что ли, какой промежду людьми ходит?"


И наступает для Ахова великий пост.

Характеры в комедии - сама музыка - живые, объемные. И каким восхитительным языком говорят герои Островского - ярким, звучным, с таким изобилием образных оттенков, богатством словесных оборотов. Слово в комедии - цветное, переливающееся всеми красками.

Режиссер-постановщик - заслуженный артист России Борис Лапин, художник - Сергей Смирнов. Музыку к спектаклю написал композитор Сергей Патроманский. Балетмейстер - Лариса Бухвостова.

Роли исполняют: заслуженная артистка России Наталья Алексеева, артисты: Татьяна Симоненко. Снежана Малых, Галина Начекина, Елена Полянская, Вадим Крисюн.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики