Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

И.С.Тургенев. "Последний колдун"
Оперетта-фантазия. Музыка Полины Виардо.



В одном из писем к графине Ламберт И.С.Тургенев писал: "Я хочу пояснить Вам, почему именно между моей дочерью и мною мало общего: она не любит "ни музыки, ни поэзии, ни природы, ни собак - а я только это и люблю".


Тургенев был не только тонким знатоком музыки и талантливым ее слушателем, но еще и музыкальным драматургом. Вместе с Полиной Виардо он сочинил целый цикл маленьких комических опер, или оперетт. Это совсем неизвестная у нас грань драматургического рада писателя. В 1863 г. П.Виардо, великая певица, оставляет сцену, не желая пережить собственную славу. В Баден-Бадене, где она поселилась, образовалась колония ее учениц со всех концов света, которых П.Виардо готовила к оперной карьере. Певица задумала для своей школы вокального искусства завести театр и писать для него музыку. Тогда в Европе входит в моду, становится необычайно популярным новый жанр - оперетта. Тургенев решает помочь Виардо в ее композиторском дебюте, возбудить ее музыкальную фантазию и создает либретто комических опер. Писал он их по-французски. Русские тексты их были впервые напечатаны в России в 1964 г., почти через сто лет.

Достаточно перечитать письма Тургенева осени 1867 г., чтобы представить ту заразительную атмосферу влюбленности, праздничной театральности, в которой рождались спектакли. Для них Тургенев предоставил свою новую виллу. Соорудили сцену, повесили зеленый занавес. "С утра до вечера - дым коромыслом: ставятся балетные сцены, примеряются костюмы. Шум, гам, хохотня, веселость!" Костюмы и декорации заказывались в Париже.


Создание музыкального театра живо захватило писателя. Он с жаром участвовал в репетициях, исполнял все главные роли. "...Я пустился писать французские либретто, которые г-жа Виардо восхитительным образом кладет на музыку. Исполняют эти оперетки ее дети и воспитанницы. В числе зрителей мы имели прусскую королеву, короля и т.д. Прошу не шутить с нами. Музыка действительно прелестна, особенно последняя оперетка "Последний колдун" - чудо!" Многие первоклассные музыкальные авторитеты и знаменитости, которые были на премьерах, - Брамс, Сен-Сане, А.Рубинштейн - одобрили первые композиторские опыты П.Виардо.

Из всех оперетт - "Слишком много жен", "Зеркало", "Людоед", - самая завидная сценическая судьба у "Последнего колдуна". Начиналась она премьерой с участием Тургенева, игравшего заглавную роль Кракамиша, в сентябре 1867 г. Затем с благословения Ф.Листа и по его настоянию "Последнего колдуна" сыграли на большой оперной сцене - в Веймаре (1869 г.) и Карлсруэ (1870 г.). Это была первая опера, написанная женщиной и публично исполненная в Германии. В Карлсруэ партию Лелио пела сама Полина Виардо. Исполнялся "Последний колдун" и в парижском доме Виардо уже после кончины писателя. На этом спектакле в 1889 г. присутствовал П.И.Чайковский, программа к спектаклю тургеневского театра в Орле воспроизводит рисунок художника Монвеля для театральной афишки того самого представления в салоне Виардо.

И.С.Тургенев мечтал о постановке "Последнего колдуна" на родине, прилагал для этого немало усилий, хлопотал, вел переговоры, но сделать ему этого не удалось. К великому сожалению, его опыты в области музыкальной драматургии миновали российскую сцену. Единственный в мире театр имени И.С.Тургенева осуществил в Орле в юбилейный Тургеневский год первую в России постановку оперетты-фантазии "Последний колдун". Режиссер - заслуженный деятель искусств России Б.Н.Голубицкий. Спектакль завершал праздничную афишу Всероссийского фестиваля "Русская классика", который проходил в Орле в ноябре 1993 г. Премьера состоялась как раз в те самые дни, когда 150 лет назад 25-летний начинающий писатель Иван Тургенев был представлен в Петербурге знаменитой певице Полине Виардо.


Непросто было достать партитуру оперетты. В России она не издавалась, ни одна библиотека страны не имела ее в своих фондах. Неоценимую помощь в постановке "Последнего колдуна" оказали театру наши соотечественники за рубежом. Сотрудники музея И.С. Тургенева в Буживале передали в Орел партитуру оперетты.

Спектакль жил на тургеневской сцене целых пять сезонов. В 1997 г. его увидели парижане. Он был представлен не только в театре Буживаля, но разыгран у Дома-музея в этом пригороде Парижа, где прошли последние годы жизни писателя.

Осенью 2000 г. исполнители главных ролей в оперетте-фантазии "Последний колдун" побывали в Баден-Бадене. Народный артист России Петр Воробьев (Кракамиш) и заслуженный артист России Алексей Магдалинин (Перлимпинпин) сыграли сцены из спектакля на русско-немецком балу в гостинице "Европейский двор". Так "Последний колдун" возвратился на свою родину.

Готовясь к 185-летию Тургенева (ноябрь 2003 г.), театр решил возобновить этот спектакль на своей малой сцене, приблизив тем самым постановку к тому далекому домашнему представлению на вилле И.С.Тургенева, воссоздав его наивную и чистую атмосферу.

Декорации и костюмы выполнены по эскизам Валентины Архангельской. Музыкальный руководитель постановки -Наталья Михайлина.

Стеллу играют актрисы Снежана Малых и студентка Орловской студии СПГАТИ Ольга Форопонова. Лелио -молодые артисты Антон Карташев и Дмитрий Бундиряков. В спектакле заняты артистки Галина Гончарова и Елена Полянская.

В Орле нет специального оперного театра, и для многих зрителей будет особенно интересна и заманчива встреча с комической оперой.

"Последний колдун" - веселая фантастическая история, исполненная грациозного юмора и тонкой прелести. В ней -смесь музыки и обычных диалогов, балетные сцены, элементы пародии. Вот как пересказывал комический сюжет этой сказки сам автор: "Где-то далеко, за тридевятые землями, живет в большом лесу колдун по прозванью Кракамиш. Он был некогда очень могуч и грозен; но волшебство его выдохлось... Слуга его, великан и силач, способный ворочать горами, как сахарными головами, превратился в карлика... У Кракамиша дочь Стелла, которой он готовит блестящую будущность. Проказливые эльфы, лесные духи - заклятые враги Кракамиша; им очень не по нутру, что он вздумал поселиться в их родном лесу. Они всячески досаждают старику.

В этот же лес часто ездит охотиться принц Лелио. Он увидел Стеллу и ранен в самое сердце..."

Пожалуй, следует прервать этот авторский пересказ и пригласить зрителей самим отправиться в таинственный и прекрасный мир комической оперы И.Тургенева и П.Виадро "Последний колдун".

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики