Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Н.С.Лесков. "Жемчужное ожерелье".
Полунощное видение


Когда Н.С.Лесков родился, в знаменитом театре графа С.М.Каменского шел шестнадцатый сезон. В юные годы он был зрителем Орловского театра, впоследствии писал о нем. Сезоны Каменского отражены в повести "Тупейный художник". Об удивительном женском театральном характере, возникшем на орловских подмостках, Лесков поведал в очерке "Театральный характер". Закономерно, что сценическая лесковиана на родине писателя открывалась в последние полвека спектаклем "Крепостные актеры" по мотивам "Тупейного художника". На тургеневскую сцену выходили и персонажи единственной лесковской драмы "Расточитель", и герои многих его прозаических произведений - "Очарованного странника", "Леди Макбет Мценского уезда", "Сказа о Левше", "Воительницы", святочного рассказа "Грабеж".


Лесков - классик отечественной святочной литературы, король святочной прозы. Он возродил самый читаемый, самый популярный и любимый всеми жанр. Его рассказы появлялись во всевозможных рождественских изданиях. В 1886 г. писатель объединяет их в специальном сборнике.

Святки - светлое, поэтичное время жизни человеческой от Рождества до Крещенья. Приподнятая, радужная пора, полная святочных надежд, необычных происшествий, потех, гаданий, игрищ и забав, неожиданных радостей, особого внимания друг к другу. На святках верится в чудеса. Это самый благодатный срок для души.

Режиссер И.В.Зубжицкая (г.Санкт-Петербург) выбрала из любопытного разнообразия святочного лесковского наследия две истории - "Маленькая ошибка (Секрет одной московской фамилии)" 1883 г. и "Жемчужное ожерелье" 1885 г. В последней, кстати, Лесков в занимательной форме определил исключительные особенности и достоинства святочной прозы. Рассказ должен опираться на истинное происшествие, быть в меру фантастичным, содержать мораль и заканчиваться непременно весело и счастливо, отражать в себе свой век и его нравы.

Действие обоих рассказов, наивных и сердечных, происходит в узком домашнем кругу. А как известно, ничего нет сложнее и запутаннее семейных отношений. Бытовая соединенность создает среду причудливую, странную. Здесь всякое может случиться. Здесь действует логика абсурда, парадокса, жизни навыворот, и реальное переплетается с фантастическим, необъяснимым. Отсюда и редкий жанр спектакля - полунощное видение. Впрочем, как утверждает сам Лесков, причудливое и загадочное в этих святочных историях объясняется свойствами русского духа, нашей склонностью к мистицизму, страстным и робким ожиданием чуда.

Рассказ "Маленькая ошибка" - почти анекдот, лукавый и шаловливый, - о необычном происшествии в одной московской семье.

...Родители живут ладно, веруют в Господа, пекутся о благополучии дома и счастье трех своих дочерей. Старшая уже несколько лет в браке, да вот нет потомства,и, быть может, поэтому женихи обходят двух других дочерей. Встревоженная мать прибегает к помощи чудотворца, живущего в сумасшедшем доме. Она постоянно приходит сюда за советом, наставлением и успокоением. Последняя ее надежда на блаженного, на его молитву, вознесенную к Господу, чтобы Капитолине было послано долгожданное дитя. И вдруг средняя дочь Катерина признается, что беременна. А тут еще обнаруживается, что в той записочке для молитвы была допущена ошибка - упомянута именно Катерина. Расторопный зять остроумно разрешает драматическую ситуацию...

В "Жемчужном ожерелье" к герою на Рождество приезжает родной брат из провинции с настойчивой просьбой: "Жените меня!" И в течение святок разворачивается стремительная любовная интрига -случайное знакомство с Машенькой, вспыхнувшее чувство, сватовство, помолвка. За новогодним ужином отец невесты, всем известный сквалыжник и некогда тайный ростовщик, при всех надел на дочь богатое жемчужное ожерелье. Машенька заплакала, получив этот драгоценный подарок, непозволительный и зловещий. Есть примета, что жемчуг предвещает слезы и несчастье, и дарить его, особенно на Новый год, никак нельзя. Отец ее успокоил, пообещав на другой день свадьбы открыть тайну жемчуга...

В этих наивных святочных историях отчетливо слышен авторский голос, его стремление видеть как можно больше "сердец потеплее, душ поучастливее", его надежда на преображение человека, его духовное обновление. И плутовская, ироничная интонация согрета лиризмом и сердечным теплом, желанием Лескова разглядеть доброе, милосердное, праведное в душе русской.

Заключенные в лесковской святочной прозе сверкающие кристаллы внутренней театральности, ее игровая природа позволили создать оригинальный спектакль. И этому, несомненно, помогает особая домашняя атмосфера музейного театра графа С.М. Каменского. В прошлые века святочные истории обычно читали вслух, собрав всех чад и домочадцев за уютным семейным столом. И в крохотном зале музейного театра среди старинных портретов и фотографий зрителям предстоит вместе переживать перипетии сюжета, вместе удивляться авторским находкам, вместе испытывать радостное умиление, душевное просветление.

И если человек в такие драгоценные мгновения что-то в себе приоткроет, о чем-то задумается - это великое благо театра, его дар людям.

Художник спектакля - В.Б.Архангельская.

Видение представляют: заслуженный артист России Николай Чупров, артисты Валерий Алексеев, Сергей Аксиненко, Галина Гончарова, Марианна Иванова, Павел Легкобит, Светлана Мартюшева, Антон Багров, Андрей Царьков, Ирина Щеглова, Снежанна Малых.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики