Орловский государственный академический театр им. И.С.Тургенева
И.С.Тургенев. "Неосторожность"
Трагикомедия


Эта ранняя пьеса Тургенева была опубликована в октябрьской книжке "Отечественных записок" за 1843 год еще без подписи. В оглавлении значилось - "Драматический очерк Т.Л." (автор "Параши"). Тургенев готовился тогда отметить свое 25-летие. Его замечательной, талантливой первой пьесе не повезло, ей не удалось пробиться к живой сцене ни при жизни писателя, ни после. Лишь однажды М.Г.Савина заинтересовалась ролью Долорес, но так и не сыграла ее. Сценическая судьба "Неосторожности" началась в Орле, на подмостках театра его имени, весной 1995 г., через полтора столетия! А тогда, в 1843 г., пьесу заметил В.Г.Белинский: "Славная вещь, весьма и тонко умная и искусно изложенная". Критик увидел в ней зарождающуюся тургеневскую самобытность и оригинальность.


Действие "Неосторожности" происходит в Испании XVIII века. Сам Тургенев к тому времени в Испании еще не побывал. Писал, что дал героям первой своей пьесы испанские имена, вероятно, по привычке воображать себе Испанию страной любовных и необыкновенных приключений. Пьесу он создавал как бы в предчувствии определившей всю его жизнь встречи с певицей Полиной Виардо. Тургенев был представлен ей в Санкт-Петербурге в самом начале ноября 1843 г. Именно с гордой испанкой связано главное приключение его собственной судьбы.

Пьеса начинается как водевиль, но вскоре оборачивается кровавой драмой ревности и мести.

...Молодая донья Долорес семь лет назад после монастыря была отдана за пожилого дона Бальтазара. Слывет примерной супругой. Жизнь взаперти, под строгим присмотром служанки Маргариты, скучна и однообразна. Беспечная и пленительная, Долорес вслух мечтает о молодом учтивом кавалере, ей так хочется происшествий, неожиданностей. И вдруг под балконом оказывается искатель приключений дон Рафаэль, который клянется ей в любви и дерзко, молниеносно вторгается в дом-крепость. Для него это очередной вызов судьбе.

Друг Бальтазара, мрачный и жестокосердный Пабло, томимый безмолвной любовью к Долорес и дьявольской ревностью, подсказывает ее мужу подвергнуть молодую женщину испытанию. Исполнителями этого хитроумного и коварного плана становятся сам дон Бальтазар, служанка и Рафаэль.Долорес чувствует свою обреченность, ей кажется, что она не переживет этой ночи. Впрочем, смерть не хуже этой жизни. Долорес и Рафаэль, оказавшись в подстроенной Пабло ловушке, по-новому увидели друг друга. В трагической обстановке к ним приходит понимание, зарождается сильное чувство. Долорес проходит драматический путь от наивного кокетничания и легкомысленных желаний до осознания себя личностью, до борьбы за свою душу, за свое достоинство. Под воздействием ее чистоты, кроткой прелести и особой духовности Рафаэль вдруг оглядывается на собственную жизнь и осознает горестно, что продремал свои лучшие годы.

Пабло надеется добиться от Долорес взаимности. Его страсть внушает ей ужас. Ценою жизни она защищает свое достоинство, свою любовь. Долорес - жертва желания жить и любить, но жить и любить почему-то нельзя. Пабло, увлекшись трагически опасной игрой, убивает Долорес почти на глазах ее несчастного мужа. Долорес искупает жизнью свою неосторожную мечту о счастье.

У каждого героя в этом роковом сюжете есть своя неосторожность. Их цель приводит к кровавой развязке...

По этой первой пьесе можно было предузнать писательское будущее , начинающего автора. Здесь уже очерчен женский характер, который потом назовут тургеневским. В ней - все излюбленные им темы, предчувствие всех последующих поисков сценической выразительности, будущих открытий.

Постановка и сценографическое решение заслуженного деятеля искусств России Б.Голубицкого. Художник по костюмам -В.Архангельская.

В спектакле заняты заслуженные артисты России А.Макаров, Е.Карпова, Н.Чупров и другие.

Текст: О.Нестерова
Фото: О.Березовская

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики