Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Степан Лобозеров. "Семейный портрет с посторонним".
Комедия в двух действиях

Имя сибирского драматурга Степана Лобозерова появилось на театральных афишах в самом начале 80-х годов. У молодого автора было стремительное и счастливое начало, у первых его пьес - удачливая сценическая судьба. К ним сразу обратились солидные академические театры и десятки провинциальных трупп. Комедии публиковались в альманахе "Современная драматургия".

Лобозеров пишет сцены из деревенской жизни, в его пьесах предстает российская глубинка. Его герои живут в среде потомков тех русских старообрядцев, которых Екатерина II переместила в Сибирь. Они приезжали туда целыми семьями, а не поодиночке, как другие ссыльные, и местное население прозвало их "семейскими". Жили переселенцы замкнуто, хранили верность обычаям и правилам старины. "Семейскими" эти села называют до сих пор.

С.Лобозеров родился в 1948 году в такой вот забайкальской деревне. Он родом из своего деревенского детства. Оттуда доскональное знание быта и уклада, понимание житейских и нравственных законов, человеческая основательность живых характеров, яркая языковая стихия.

Пятнадцати лет он уехал в Улан-Уде, занимался в музыкальном училище, закончил институт культуры, был режиссером в народном театре, писал стихи. Затем появились пьесы "Маленький спектакль на лоне природы", "По соседству мы живем", "За пестрыми шторами". У театров к ним особое доверие, потому что в них все подлинное.


И почти во всех лобозеровских комедиях действие начинается с того, что в "семейское" село приезжает посторонний обычно человек городской. А последняя пьеса так и называется "Семейный портрет с посторонним".

Кто же на этом семейном портрете?

Хозяин дома - Тимофей уже давно лежит со, сломанной ногой. Нетрезвый сел на мотоцикл, теперь нога в гипсе. Жена Катерина которую неделю не едет в город за костылями. Тимофей требует, чтобы ему устроили именины, пока все равно лежит и делать нечего. В доме еще мать старая да младшая дочь Таня, которая снова собирается поступать в институт и, конечно, мечтает о любви. А пока заменяет пионервожатую в школе и приставлена к сельской гостинице. Правда, гостиница - одна комната в их же избе. Постояльцы бывают редко.

И еще - котята. Кто знает, сколько их принесла кошка! Катерина каждый день гонит дочку на крышу принести их, чтобы успеть утопить, покуда глаза не открыли. Та же под разными предлогами уклоняется.


Кладовщик Михаил приводит молодого художника Виктора. Он приехал из города оформлять клуб к празднику.

Влюбленного в Таню и безуспешно добивающегося ее расположения, Михаила сразу встревожил тот особый интерес, который проявили друг к другу при знакомстве Виктор и Таня. Чтобы как-то оградить свое чувство, он придумывает вздор, нелепицу. Предупреждает хозяев, что постояльца надо опасаться, избегать с ним контактов, так как тот не совсем здоров, из дурдома, дескать.

И художника просит быть осмотрительнее, потому что вся семья вроде бы не в себе, "все со справками", а бабка вообще всю жизнь в психушке провела.

Поначалу обе стороны не принимают всерьез его советы, и только наивная и нелепая в своих вечных страхах бабка поверила ему безоговорочно. Постепенно все обычные действия и поступки, незначащие слова начинают восприниматься совсем в ином свете, истолковываются по-своему. Напряжение растет, хозяева и приезжий невольно следят друг за другом. Возникает цепочка комических недоразумений. Множится страх. Неосторожная ложь с невероятной энергией и силой закручивает пружину конфликта. Все окончательно запутывается, наступает какое-то общее безумие...

Лобозеров талантливо и почти виртуозно развивает анекдотический сюжет и вдруг обнаруживает внутренний драматизм этой истории. Пьеса очень добрая и сердечная. Автор любит своих героев, сочувствует им, верит в то доброе, что есть в их душах. Среди суеты и жизненной суматохи их застигают раздумья о смысле жизни и ценности человеческой личности. Им так хочется праздника, другой, лучшей доли, внимания к себе.

Как-то у Лобозерова спросили, какое качество он больше всего ценит в людях. -» Человеческое достоинство, - ответил драматург. Потому что это значит ответственность, самостоятельность и самоуважение."

К сожалению, многое в нашей жизни рассчитано на то, чтобы уничтожить это чувство, умалить его, унизить.

Как не умеем мы подчас понять своих близких, услышать и поверить друг другу. Не спешим увидеть лучшее в других. А надо уметь жить по соседству, беречь добрые и чистые движения души. Об этом комедия Степана Лобозерова.

Ее поставил заслуженный деятель искусств России Александр Славутствий. Художник - заслуженный деятель искусств России Александр Патраков.

В спектакле заняты: заслуженные артисты России Анатолий Макаров, Наталья Алексеева, артисты Галина Гончарова, Наталья Алексеева, Ирина Михеичева, Татьяна Симоненко, Сергей Аксиненко, Виктор Межевикин, Юлия Некрасова.

В мае 2003 г. спектакль отметил свое десятилетие.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики