Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

Н.В. Гоголь. "Женитьба".
Совершенно невероятное событие в двух действиях (Писано в 1833 году)

"Женитьба" - одна из самых таинственных и загадочных пьес русского классического репертуара.

Весной 1833 г. сделаны первоначальные наброски, но тогда комедия, которая называлась "Женихи", не была завершена. "Какой ужасный для меня этот 1833-й год! Боже, сколько кризисов! ...Сколько я починал, сколько пережег, сколько бросил! Понимаешь ли ты ужасное чувство: быть недовольным самим собою", - так писал впоследствии Н.В. Гоголь. Весной 1835 г. он передал А.С. Пушкину первую редакцию "Женитьбы" для замечаний. Читал ее друзьям. Через год по настойчивой просьбе М.С. Щепкина, - а именно знаменитому актеру пьеса была обещана для бенефиса, - Гоголь снова ее переделывает. После огорчившей его премьеры "Ревизора" в Александринке внезапно уезжает за границу. Известны две римские редакции пьесы. Напечатана же она была в 1842 году, причем, составляя очередной том своего собрания сочинений, Гоголь попросил издателя под названием пьесы выставить в скобках год, в котором она была задумана. Десять лет он писал "Женитьбу", изменял, выращивал ее внутри себя. Такой продолжительной гоголевская работа была еще только над второй частью "Мертвых душ". Отдавая свое детище Щепкину, он писал в ноябре 1842 г.: "Женитьбу", я думаю, Вы уже знаете, как повести, потому что, слава богу, человек Вы не холостой".


Это очень личная пьеса, она содержит автобиографические черты. Замысел ее зародился, когда Гоголю было 24 года, завершал же он ее 34-летним. Самый подходящий возраст жизни для раздумий о браке и любви, о смысле жизни в браке, о тех наиважнейших поворотных событиях, которые влечет за собой женитьба. В пьесе - его мечты о возможном семейном счастье. "Всем чиновникам пришла блажь жениться",-подшучивал в письме юный Гоголь. Несомненно, в комедии преломились его яркие провинциальные впечатления, сватовство в доме Гоголей, где несколько сестер были на выданье, а с женихами не все просто. Да и длинный нос Агафьи Тихоновны, который настораживает соискателей ее руки, - отдаленная фамильная черта портрета его родной сестры, выходившей замуж.

Сколько раз в эти годы Гоголь читал "Женитьбу" в различных салонах друзьям, актерам. Среди первых слушателей был Пушкин. Актерский талант Гоголя постоянно проявлялся в жизни, он мастерски рассказывал анекдоты, всякие истории, но особенно комический дар его был виден при чтении своих пьес. Он играл их, это был потрясающий театр актера-автора. Собиралось всегда столько народу! Хохотали до изнеможения, иным делалось дурно от смеха. И все же комедия не была понята современниками. В первые свои театральные вечера она провалилась и в Санкт-Петербурге и в Москве. Гоголь обладал природным чувством сцены и часто в отчаянии от катастрофического непонимания замысла актерами и зрителями убегал с представления своих пьес, а их сравнивал с запертой шкатулкой, которую никто не потрудился отпереть, хотя ключ был рядом. Потом актеры нашли "ключ", публика откликнулась, хохотала и замирала. Постепенно начала складываться постановочная традиция.

В орловской афише гоголевская "Женитьба" появлялась очень редко. Заметным событием стал спектакль в 70-е годы 19-го века. Тогда в антрепризе П.М. Медведева в Орле сложился превосходный актерский ансамбль.

Есть школьный стереотип: Гоголь - разящий и беспощадный сатирик, и только. Но это не так. Озорник, выдумщик, пересмешник и лирик, он изображает живую жизнь. О пьесе можно сказать словами В.Г. Белинского - "Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью". Сюжет ее известен всем - история жениховства нерешительного холостяка Подколесина, энергичное вмешательство в сватовство его неутомимого приятеля Кочкарева, решение жениться и отчаянный финальный прыжок в окно.

Это комедия о жителях Петербурга. Вместе с бойкой и предприимчивой свахой Феклой зрители путешествуют по проспектам, линиям, переулкам северной столицы в поисках женихов для Агафьи Тихоновны, дочери покойного купца третьей гильдии Купердягина. Географическая точность петербургских адресов и подзаголовок "Совершенно невероятное событие" сближают пьесу с петербургскими повестями Гоголя. Постановщик спектакля известный петербургский режиссер А.А. Морозов подчеркивает эту органическую связь, обогащая основное действие прологом и эпилогом, обрамляя его поэтическими текстами из "Невского проспекта", повести, которая открывает весь петербургский цикл. Эпиграфом звучат строки: "Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы?" И художник Н.Ю. Шаронов сгущает петербургский колорит пьесы. Действие спектакля начинается на Невском проспекте - всемогущем, нарядном, праздничном. Здесь душа способна воспарить. Величественный торжественный Казанский собор, очертания огромного города, холодного, жестокого и крохотные уютные островки жизни человеческой.

"Нам дорог лиризм пьесы. На мой взгляд, - говорит А.А. Морозов, - это никакая не сатира, не осмеяние, а просто человечная, добрая, веселая и горькая комедия. Вспомнилось емкое определение самим Гоголем другой его великой пьесы "Ревизор" - "Человеческое слышится везде". Это и о "Женитьбе". Гоголь внимателен к судьбе каждого человека, каждый - уникален в этом земном мире и имеет право на счастье. Это невероятная история об обыкновенных людях с незащищенной судьбой, жертвах времени и обстоятельств. Их мучает одиночество, они проигрывают в столкновении с судьбой, но сохраняют достоинство. Они обнаруживают в душе скрытый прежде талант любви. Все это понятно и близко сердцу сегодняшнего зрителя. Каждый из нас ощущает изморозь будущего и так необходимо найти теплый уголок в семье, в профессии, среди друзей, или хотя бы внутри себя и обрести опору".

Да, каждый из женихов является со своей мечтой, своим томлением, желанием заполнить душевную пустоту, защититься от тоски. Сваха, а потом Кочкарев неистово вертят колесо сватовства. Кого выберет Агафья Тихоновна? Она грезит о любви, о браке, который заключается на небесах.

Гоголевский смех взывает к слезам, он происходит из светлой природы человека. Автор милостив к участи своих героев.

Агафью Тихоновну играет Н.В. Галченко, Подколесина - С.И. Коленов, Кочкарева - заслуженный артист России М.М. Корнилов. В других ролях - заслуженные артисты России А.В. Максимов, А.Н. Макаров, артисты Г.А. Гончарова, Т.Ю. Малькова, П.И. Легкобит и пр.

Музыка заслуженного деятеля искусств России Г.Я. Гоберника.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики