Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

И.С.Тургенев. "Нахлебник"
Комедия в двух действиях


Орловская сцена и Тургенев почти ровесники. Когда писатель родился, в знаменитом крепостном театре графа С.М.Каменского шел четвертый сезон.

В мае 1949 г. театр был наречен именем великого земляка. И спустя полвека он по-прежнему единственный в России, счастливо соединенный и И.С.Тургеневым.


Театральную историю Орла невозможно представить без тургеневских спектаклей. Нередко они становились поворотными в его биографии. Одна из памятных премьер - первая постановка комедии "Чужой хлеб" - под таким названием был разрешен "Нахлебник". В среду, 14 ноября 1873 г., спектакль сыгран труппой П.М.Медведева, в актерском ансамбле - А.Шуберт, В. Давыдов, М.Писарев, А.Погонин, П.Стрепетова. успех был таким, что, по желанию публики, "Нахлебника" возобновили и в начале следующего сезона. В нашем веке эта комедия И.С.Тургенева возникала в репертуаре 1907-1908 гг., 1970-71 гг.

Имя Тургенева незримым покровительством благословляет и организует дни и годы старинной орловской сцены. В октябре 1987 г. художественный руководитель театра Б.Н.Голубицкий предложил программу создания в Орле театрального Тургеневского национального центра "Русская классика". Последние двенадцать сезонов отмечены непрекращающимся общением с творчеством И.С.Тургенева, обновлением и обогащением тургеневского репертуара. Премьера "Нахлебника" - седьмое за эти годы обращение к наследию земляка. "Нахлебник" открывал в октябре 1999 г. VI театральный фестиваль "Русская классика. Пушкин.Тургенев" и, по общему мнению жюри, театральной общественности и публики, признан самым гармоничным и цельным, самым тургеневским спектаклем праздничной афиши, полным режиссерских и актерских находок и открытий, драгоценных сближений сегодняшнего времени и классического текста.

Известные критики были единодушны в оценке -"Пьеса прочитана с необыкновенным вниманием к автору, к разнообразным нюансам, которые есть в ней..." "Спектакль полон несравненной психологии страдающих и любящих сердец..." "Большое уважением к автору, к той русской тихой затаенной ежедневной будничной драме, которая в один момент может выплеснуться..." "В этой камерной семейной истории есть ясность и простота Пушкина, сценичность Островского, комизм Гоголя, мученичество Достоевского..." "В спектакле - особая обаятельная теплота, мягкость и тонкость красок, тихая и пронзительная душевность..."


Замечательным названо исполнение заслуженным артистом России Н.Е.Чупровым роли Кузовкина. Кстати, этот объемный яркий характер создавался молодым Тургеневым для М.Шепкина. Комедию "Нахлебник" он завершил во Франции накануне своего тридцатилетия в 1848 г. и посвятил знаменитому актеру, расположением которого к себе немало дорожил. Великого артиста увлекали первые сценические опыты Тургенева, он без устали тормошил начинающего драматурга и требовал ролей к своим бенефисам. Однако, театральная судьба этой, пожалуй, самой русской пьесы Тургенева, складывалась непросто. Она была неожиданно запрещенакак для сцены, так и для печати за "оскорбление нравственности и дворянского сословия".

"По всей пьесе проходит что-то нехорошее", -таков приговор цензоров. Почти десять лет пьеса ходила в списках и напечатана в "Современнике" лишь в 1857 г. под названием "Чужой хлеб".

А желанную роль Щепкину довелось сыграть через 13 лет, в 1862 г., в свой последний в жизни бенефис.

"Нахлебник" - именно та комедия, которую мечтал увидеть когда-то сам И.С.Тургенев на подмостках русского театра - "фантастическая, необычайная, насмешливая и трогательная, безжалостная ко всему, что есть слабого и дурного в обществе и в самом человеке..."

Она написана с предельным вниманием к актеру, в ней столько возможностей для вдохновенного актерского творчества!


... Василий Семеныч Кузовкин бедный дворянин много лет назад еще покойным барином был впущен в дом из милости. Он сам выбрал свою судьбу - стал приживалом, нахлебником, шутом. Держали его за кусок хлеба для потехи. Все эти годы Кузовкин жил с мечтой-надеждой войти в наследство и стать хозяином карликового поместья - сельца Ветрово.

Старинный барский дом пришел в движение - все готовятся к встрече - молодая хозяйка Ольга Петровна возвращается с мужем, важным петербургским чиновником Елецким. Единственная наследница богатого дворянина Корина, она родилась после его смерти, рано лишилась матери. Кузовкин играл с нею в детстве, нянчил. Подростком ее увезли в столицу.

Старый приживал в волнении - как-то сложится его жизнь при новых благодетелях!

Ближайший сосед Кориных - Тропачев на дружеском застолье подпаивает Кузовкина для забавы, потешается над ним. Выставленный на потеху перед новым господином, измученный нравственной пыткой изобретательного розыгрыша, увенчанный шутовским колпаком, Кузовкин открывает свою скандальную тайну, которую хранил столько лет: Ольга Петровна - его дочь!..

Постановщик спектакля заслуженный деятель искусств России Б.Н.Голубицкий, актеры стремились услышать авторские подтексты, раскрыть подводное течение пьесы, ее многоголосье. Исследовать драму, которая разворачивается в душе Кузовкина, человека с искривленной судьбой. Душа его унижена добровольным шутовством и нахлебничеством, отравлена горечью зависимости, удобным ничегонеделаньем для перемены собственной участи. В нем немало искренней человечности, тонкого артистизма, щедрой доброты и тихой гордости. Кузовкин находит силы для бунта, восстает против раба в себе. Ценою жизни защищает собственное человеческое достоинство.

Замечателен в спектакле дуэт заслуженного артиста России Н.Е.Чупрова (Кузовкин) и начинающей актрисы, выпускницы Орловской студии Санкт-петербургской академии театрального искусства Ю.И.Некрасовой (Ольга Петровна). В других ролях - заслуженный артист России А.В.Максимов, заслуженный артист России М.М.Корнилов, артисты П.И.Легкобит, А.С.Макаров, С.И.Коленов, А.В.Царьков и другие.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики