Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева

 

Театр графа Каменского.
"УМА И ВКУСА ХРАМ..."


ogat_kamensky_t_1.jpg (14266 bytes)

Сегодня мы можем совершить необычное путешествие во времени: через толщу лет слуха нашего коснутся голоса минувшего, перед взором появятся очертания далекой, ушедшей жизни. Оживут и зазвучат пожелтевшие от времени клавиши старинного рояля, теплым светом засияют театральные лампы, так похожие на те, что освещали зрительные залы почти два века назад коптящим олеином, вздрогнет и поплывет занавес.

Такое путешествие во времени возможно потому, что театр графа Сергея Каменского в Орле существует и сегодня. Живет, с ноября 1993 года, десять театральных сезонов, очаровывая своей особой атмосферой старины, изысканным вкусом, хранимый любовью своих создателей и зрителей. У каждого явления - свой звездный час. В далеком 1815 году Орлу был сделан удивительный подарок, значимость которого постигается со временем. Генерал-от-инфантерии Сергей Михайлович Каменский, сын фельдмаршала М.Ф.Каменского, получившего графское достоинство за свои ратные подвиги, открывает в городе первый общедоступный театр. Театр с интересной труппой, в которой были оперные и драматические артисты, хор, балет, два оркестра. Репертуару его мог позавидовать любой столичный: в разные годы ставили здесь пьесы Капниста, Крылова, Фонвизина, Грибоедова, А.Писарева, Шекспира, Шиллера. Граф Сергей избегал повторения столичных афиш, но уровень подготовки, оформления и проведения спектаклей был самым высоким, средства вкладывались огромные. В театре Каменского работали свои костюмеры, декораторы, балетмейстеры, приглашались и лучшие иностранные мастера, одно время служил у графа талантливый итальянский декоратор Доменико Скотти.

ogat_kamensky_t_2.jpg (14463 bytes)

А актеры? В 1815 году Санкт-Петербургская газета "Северная почта", а вслед за ней и "Московские ведомости" сообщили:

"Из Орла октября 13. На сих днях открыт здесь театр. Многие из здешних актеров и актриса Кузьмина имеют такие таланты, какие были бы замечены и в столицах".

Необычное здание, высокое, деревянное, с ярко-красной крышей и белыми колоннами, "с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой", стало местом притяжения губернских театралов: "публики собиралось всегда довольно!" К истинным театралам, любимым зрителям граф Сергей Михайлович был расположен особо: "билеты высылались даром и заготовлялись накануне вечером".

Организаторский талант позволил графу поставить дело с таким размахом, что за первые девять месяцев театр "...представил к увеселению публики 82 пьесы, из коих было 18 опер, 15 драм, 41 комедия, 6 балетов и две трагедии..." Современники и счастливые очевидцы творческой жизни театра Каменского (граф М.Д.Бутурлин, князь И.М.Долгорукий, дворяне И.С.Жиркевич и Гурий Эртаулов) в своих воспоминаниях единодушны в том, что Каменский у себя в Орле стремился собрать все самое лучшее, "пьесы в театре беспрестанно менялись, и с каждой новой пьесой являлись новые костюмы и великолепные декорации". Нарядный зал на 500 мест был всегда полным, он мог вместить "столь же почти многочисленную публику, как в Московском Апраксинском театре, где в то время имелась Итальянская опера".

ogat_kamensky_t_3.jpg (16604 bytes)

Первые двадцать театральных сезонов подтвердили, что театр в Орле был задуман и создан человеком необыкновенным, обладающим тонким вкусом, натурой пылкой и властной, и на новом "поле сражения" - сценическом - одержавшем немало побед.

Мы живем в мире причин и следствий, где нет ничего случайного: "барская забава", послужившая началом театрального дела в Орле, связала прошлое и настоящее - творчество замечательных русских литераторов, драматургов, артистов, режиссеров - 19 век с 21 веком. Именно на провинциальной орловской сцене "молодой Орел литературный встречался с обогащенным традициями Орлом театральным и яркими всплесками актерских талантов отражался на всей русской литературу". Возможно, о создании театрального музея в Орле мечтали многие руководители Орловского драматического театра, но воплотить мечту в реальность удалось с приходом в театр в конце 80-х годов нового художественного руководителя - Бориса Голубицкого.

В сорок три года полководец граф Сергей Каменский приступил к своему "театральному начинанию", приехавшего в Орел в канун 172-летия Орловской сцены и собственного 43-летия Бориса Голубицкого, конечно, притягивала личность С.М.Каменского, история создания в Орле первого публичного профессионального театра. Именно его пониманию того, что "на театре не бывает случайных сближений" обязаны российские зрители появлению Дома Тургенева и возрождению театра Каменского в Орле. Началась большая и сложная работа единомышленников: всего театрального коллектива, музейных работников, старых актеров, друзей театра. Создавался уникальный музей, где главным определением служило не существительное "музей", а прилагательное "театральный". В то время как музейная экспозиция пополнялась документами, фотографиями, театральными костюмами, эскизами декораций, картинами - теми экспонатами, без которых нельзя представить любой музей театрального искусства, - жила и радовала зрителей премьерами маленькая сцена театра Каменского. В репертуаре: "Провинциалка", "Где тонко, там и рвется", "Завтрак у предводителя", "Неосторожность", "История лейтенанта Ергунова" И.С.Тургенева, "Хлопотун, или Дело мастера боится" Ал.Писарева, "Комедийки" Л.Андреева, "Нездешние цветы И.Бунина, "Жемчужное ожерелье" Н.Лескова.

ogat_kamensky_t_4.jpg (17933 bytes)

Победа, одержанная каждой премьерой на этой сцене, была полной: эти постановки открывали новые перспективы на том пути развития, который для Дома Тургенева остается главным - освоение русской классики. Внутренняя, органическая потребность в выборе классического репертуара, знакомство зрителя с малоизвестными произведениями писателей-орловцев - это особое существование на пути к пониманию главных истин, это результат преодоления господствующих вкусов, это противостояние пошлости, рутине, ложному пафосу, это результат неистребимого желания создать свой Театр.

Здесь, на сцене театра Каменского, Борис Голубицкий, молодые режиссеры Владимир Ровинский, Ирина Зубжицкая ищут разные формы театральной зрелищности. Такой театр требует чрезвычайной образности и особого актера - яркого, вдумчивого, интеллектуального. За десять лет существования театрального музея почти все актеры труппы были заняты в спектаклях этого репертуара.

Когда попадаешь в театр Каменского, поражает гармоничная организация пространства: миниатюрная деревянная сценка, зрительный зал на 40 кресел, окруженный белыми полу колоннами. Тридцать девять мест отданы зрителям, а сороковое - незримо присутствующему на каждом спектакле основателю театра - графу С.М.Каменскому.

Мир этой театральной среды не статичен - он распахнут вглубь времени и пространства. Когда первый раз, 9 ноября 1993 года, здесь зазвучала музыка Верстовского и Алябьева, а на сцену вышли герои оперы-водевиля Ал.Писарева "Хлопотун, или Дело мастера боится", сцена пахла свежим деревом, а время, казалось, повернуло вспять.

Прошлое с готовностью помогает театральному музею. Несколько слов из воспоминаний о сезонах 1826-1827 года, которые оставил Гурий Эртаулов, позволили художнику Татьяне Блиновой создать "вдохновенную грезу" - свою версию занавеса театра Каменского. Как в давние времена на нем изображены Аполлон, бог мудрости, бог-прорицатель, покровитель искусства, в окружении муз - вдохновительниц поэтов, художников, артистов. Волшебное сочетание света, живой музыки, изысканного декора театрального занавеса - это значит начинается старинный спектакль, новая встреча актеров и зрителей. И вот уже действие обнимает зрителя, поглощает в своем пространстве, делает соучастником происходящих в спектакле событий.

ogat_kamensky_t_5.jpg (14455 bytes)

И тут невольно вспоминается мысль, выраженная в свое время Александром Блоком. "Театр, - говорил он, - есть та область искусства, о которой прежде других можно сказать: здесь... происходит вечный смотр искусству и смотр жизни..." Поэт писал о контакте актера и зрителя, о духовном их взаимообогащении. Смотр жизни... Людей, пришедших в театр, порой важно перевести на "театральное время", помочь стать зрителем, стать творцом спектакля вместе с исполнителями. Более 30 лет, из них десять лет в театральном музее Каменского, эту святую миссию выполняет Ольга Нестерова (завлит театра) - постоянная ведущая творческих встреч зрителей и актеров. Десять театральных сезонов - более 300 вечеров, проведенных в атмосфере доверительной, теплой беседы, откровений и открытий. Один из первых вечеров был посвящен основателю театра - графу Сергею Каменскому.

Еще в 1989 году на мемориальной доске Орловского драматического театра можно было прочитать: "Театр основан в 1815 году 26 сентября (8 октября)".

Мраморное полотно хранило тайну - одну в ряду тысячи белых пятен отечественной истории, а пустое место на мемориальной доске вопрос: "Кем?"

В начале 1994 года Светлана Моталина, директор музея, и Ольга Нестерова рассказывали по Всероссийскому радио о создании и открытии в театре музея истории орловской сцены, об основателе публичного театра в Орле графе С.М.Каменском. Именно эту передачу услышал Алексей Николаевич Каменский, и началась многолетняя дружба прямых потомков графа Сергея с Орловским академическим театром имени И.С.Тургенева, с теми, кто вернул людям память о славных делах рода Каменских.

Первый приезд в Орел старейшины сегодняшнего рода, ветерана Великой Отечественной войны Николая Николаевича Каменского и его сыновей - Андрея, Алексея, Сергея - состоялся в День рождения театра - 8 октября 1994 года. В тот вечер был освещен новый занавес музейной сцены.

В июне 1995 года в Сабуровской крепости и в театре прошли Дни памяти русских полководцев Каменских. В усадебной церкви Св.Архистратига Михаила перезахоронены останки фельдмаршала М.Ф.Каменского и восстановлено фамильное захоронение, варварски разграбленное в 1920-1930 годах. К 180-летию театра 8 октября 1995 года в музее истории орловской сцены открыт бюст графа С.М.Каменского (автор - скульптор В.П.Басарев), а площади, которую в 1815 году украшало первое театральное здание, по просьбе театра, возвращено историческое название - Каменская.

Регулярными стали Чтения, посвященные истории рода Каменских, в которых с интересом участвуют театроведы, историки, краеведы, журналисты.

Премия семейных симпатий, учрежденная прямыми потомками основателя театра графа Каменского, с 1996 года вручается в День рождения театра ее лауреатам. Ими названы народный артист России П.С.Воробьев, заслуженные артисты России Н.Е.Чупров, Е.А.Карпова, А.А.Магдалинин, Т.Е.Попова, актер С.И.Коленов, заслуженный работник культуры России О.М.Нестерова, художественный руководитель театра Б.Н.Голубицкий.

Самое главное - продолжается театральное начинание графа Каменского, а на мемориальной доске Орловского академического театра золотом памяти сияет теперь имя основателя - Сергей Михайловича Каменского.

Алена Ростовцева.
Фото: С.Чупахин

Январь 2004 г.

На страницу театра

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики