РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) на территории Орловской области

 

Принят областным Советом народных депутатов 14 апреля 2000 года

 

Оглавление:

  • ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Законодательство о государственной охране и использовании объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры)
    • Статья 2. Объекты культурного наследия ( недвижимые памятники истории и культуры)
    • Статья 3. Категории памятников истории и культуры
    • Статья 4. Государственная охрана памятников истории и культуры
    • Статья 5. Участие общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, и государственной охране памятников истории и культуры
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
    • Статья 6. Государственное управление в сфере охраны и использования памятников истории и культуры
    • Статья 7. Основные функции Центра по охране и использованию памятников истории и культуры
    • Статья 8. Научно-методический экспертный совет
  • ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
    • Статья 9. Обязанности собственников и пользователей памятников истории и культуры
    • Статья 10. Порядок регулирования проектирования и застройки городов и населенных пунктов
    • Статья 11. Охранные зоны памятников истории и культуры (выделенные территории)
    • Статья 12. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве земляных, строительных и иных работ, хозяйственной деятельности.
    • Статья 13. Охрана территорий историко-культурного назначения
    • Статья 14. Снос, перемещение или изменение объектов культурного наследия.
    • Статья 15. Изучение объектов культурного наследия
  • ГЛАВА IV. ПРОТИВОАВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ, РЕСТАВРАЦИЯ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕМОНТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
    • Статья 16. Контроль за проведением ремонтно-реставрационных или противоаварийных работ
    • Статья 17. Производство ремонтно-реставрационных, противоаварийных работ
    • Статья 18. Лицензирование работ, выполняемых на памятниках истории и культуры
    • Статья 19. Источники финансирования исследовательских и реставрационных работ
  • ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
    • Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры
    • Статья 21. Возмещение ущерба, причиненного объекту культурного наследия
    • Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере сохранения и государственной охраны объектов историко-культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Памятники истории и культуры, культурная среда с ее особенностями и разнообразием должны охраняться как часть культурного наследия и культурной идентичности и как часть окружающей среды.

Охрана памятников истории и культуры на территории Орловской области является одной из приоритетных задач органов государственной власти.

В Орловской области гарантируется сохранение объектов культурного наследия ( недвижимых памятников истории и культуры) в интересах настоящего и будущего поколений Российской Федерации.

 

ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Законодательство о государственной охране и использовании объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры)

1.Законодательство о государственной охране и использовании объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) на территории Орловской области состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Орловской области, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Орловской области.

2.Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) на территории Орловской области, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности и настоящим Законом.

 

Статья 2. Объекты культурного наследия ( недвижимые памятники истории и культуры)

К объектам культурного наследия (недвижимым памятникам истории и культуры) (далее - памятникам истории и культуры) относятся:

  • памятники - отдельные постройки, здания и сооружения, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментированном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов, в том числе объекты религиозного назначения, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений; мемориальные квартиры, кладбища и отдельные захоронения, произведения монументального искусства; объекты науки и техники (включая военные) и группы элементов, которые имеют ценность с точки зрения истории, науки или искусства; следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, частично или полностью скрытые в земле или под водой, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

  • охранная зона памятника истории и культуры - специально выделенная территория вокруг памятника, предназначенная обеспечить сохранность памятника и его среды (до утверждения в установленном порядке выделенных территорий охранной зоной памятника считается территория вокруг памятника , ограниченная в плане от его границ двойной высотой памятника, но не менее пяти метров от видимой границы памятника или его местоположения);

  • ансамбли - локализуемые на исторически сложившейся территории группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений, если единство или связь указанных памятников, строений и сооружений с пейзажем представляют ценность с археологической, архитектурной, исторической или социально-культурной точек зрения, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства;

  • территории историко-культурного назначения (заповедные зоны) - территории с памятниками истории и культуры, представляющие ценность с точки зрения археологии, истории, градостроительства, границы которых утверждены в установленном порядке;

  • достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, а также территории, представляющие ценность с точки зрения археологии, истории, градостроительства, эстетики, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, ландшафты, связанные с историческими событиями, с памятниками, жизнью выдающихся исторических личностей, культурные слои, остатки построек древних городищ, поселений, стоянок; места совершения обрядов.

  • вновь выявленные памятники истории и культуры - объекты при установлении их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, зарегистрированные областным органом охраны памятников в списках вновь выявленных памятников истории и культуры до решения вопроса о принятии их на государственную охрану, подлежат охране, как памятники истории и культуры в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства и настоящего Закона.

 

Статья 3. Категории памятников истории и культуры

Памятники истории и культуры подразделяются на следующие категории:

  • памятники истории и культуры федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, научной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации;

  • памятники истории и культуры местного значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, научной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Орловской области.

 

Статья 4. Государственная охрана памятников истории и культуры

Государственная охрана памятников истории и культуры - система правовых, организационных, финансовых, информационных, материально - технических и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, контроль за использованием памятников истории и культуры в соответствии с настоящим Законом и законодательством Российской Федерации.

 

Статья 5. Участие общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, и государственной охране памятников истории и культуры

1. Общественные организации вправе участвовать в государственной охране памятников истории и культуры.

2. Религиозные объединения вправе оказывать содействие органам исполнительной власти, Центру по охране памятников в сфере сохранения, изучения, использования и популяризации объектов историко-культурного наследия.

 

ГЛАВА II.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

 

Статья 6. Государственное управление в сфере охраны и использования памятников истории и культуры

Государственное управление в сфере охраны и использования памятников истории и культуры на территории Орловской области осуществляется органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченным государством органом по охране памятников.

Специально уполномоченным государством органом по осуществлению мероприятий по охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры, охранных зон на территории Орловской области является Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры управления культуры и искусства администрации Орловской области (далее - Центр по охране памятников).

Органы местного самоуправления, руководители предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно- правовых форм, физические лица обязаны предоставлять работникам Центра по охране памятников необходимую документацию в области охраны и использования памятников и оказывать содействие в осуществлении его деятельности.

Инструкции и указания Центра по охране памятников по вопросам охраны, использования, учета, ремонта и реставрации памятников истории и культуры (в пределах его компетенции) обязательны для всех граждан, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм.

 

Статья 7. Основные функции Центра по охране и использованию памятников истории и культуры

1. На Центр по охране памятников возлагается:

  • организация и выполнение работ по выявлению, обследованию и научному документированию памятников истории и культуры;

  • ведение статистического учета памятников истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся, статистический учет памятников истории и культуры включает выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, регистрацию с составлением учетных документов, паспортизацию;

  • выявление, проведение экспертизы и регистрация объектов, представляющих историческую, научную или иную культурную ценность;

  • в трехдневный срок после выявления памятников, направляет письменное уведомление собственнику земельного участка, на котором обнаружен объект археологического наследия о включении объекта в список вновь выявленных памятников истории и культуры;

  • обеспечение хранения информации по всем видам памятников истории и культуры;

  • научно-методическое руководство процессом охраны, изучения, ремонта и реставрации памятников, включая выдачу разрешений, предписаний;

  • согласование и утверждение в установленном порядке списков памятников, историко-архитектурных, археологических опорных планов, проектов охранных зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта, проектов реставрации, приспособления, использования памятников;

  • рассмотрение представленных на согласование земельных отводов для проектно-изыскательских работ под новое строительство и реконструкцию, архитектурно-планировочных и иных заданий на все виды проектно-изыскательских работ, включая технико-экономическое обоснование, решений о сносе построек, сооруженных более 50 лет назад, не состоящих на государственной охране, как памятники истории и культуры, проектов планировок, реконструкции и иного строительства, иных документов, затрагивающих сохранение историко-культурного наследия и природного ландшафта. Согласование производится на стадии выбора земельного участка, технико-экономического обоснования, разработки проекта;

  • организация и проведение противоаварийных, консервационных, археологических, ремонтных или реставрационных работ на памятниках истории и культуры;

  • постановка памятников на баланс Центра по охране памятников с последующей передачей их в арендное пользование юридическим или физическим лицам с взиманием арендной платы в установленном порядке;

  • бессрочное хранение документов государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников;

  • установление на памятниках истории и культуры отличительных знаков (мемориальных досок) с соответствующими надписями (названием объекта, датой возведения или создания, категорией охраны);

  • организация использования памятников истории и культуры, оформление охранной документации, выдача разрешений на исследование памятников истории и культуры и производство работ на них;

  • осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм, и гражданами правил охраны, использования памятников истории и культуры, находящихся в их пользовании или собственности, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве ремонтно-строительных, мелиоративных и других работ;

  • установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, достопримечательных мест и зон охраны памятников;

  • выполнение функций заказчика по разработке научно-проектной документации и производства работ в сфере охраны и использования объектов культурного наследия;

  • надзор за:

    • внешним обликом и техническим состоянием памятников истории и культуры;

    • строительством и благоустройством в охранных и заповедных зонах;

    • всеми видами ремонтных и реставрационных работ;

    • эксплуатацией памятников в полном соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Орловской области в сфере охраны памятников;

    • состоянием культурного слоя и памятниками археологии;

    • ведением различных видов работ на памятниках и в их охранных зонах.

    • проведением всех видов земляных работ, включая прокладку коммуникаций в границах охранных зон или территорий историко-культурного назначения, или в непосредственной близости (менее пяти метров) от вновь выявленных памятников истории и культуры;

2. Центр по охране памятников имеет право:

  • проверять соблюдение правил охраны, использования, учета, ремонта и реставрации памятников истории и культуры и в случае необходимости изучать состояние памятников независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составлять акты проверки сохранности памятников, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений и назначать срок устранения, при нарушении которого обращаться с предписаниями в административную комиссию по месту совершения правонарушения;

  • приостанавливать или запрещать работы по реставрации, ремонту, приспособлению к использованию памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках или в пределах территорий зон охраны, историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются без разрешения администрации Орловской области, согласованного с Министерством культуры Российской Федерации, самовольно или с отступлением от утвержденных проектов методов научной реставрации, технических условий, с нарушением строительных норм и правил, с применением некачественных строительных материалов;

  • приостанавливать или запрещать строительные, мелиоративные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для сохранности памятников истории и культуры либо нарушений правил их охраны;

  • заключать договоры на проведение археологических раскопок, разведок, надзора, консервацию, противоаварийных работ, ремонт и реставрацию, разработку научно-проектной документации, паспортизацию выявленных объектов;

  • создавать в установленном порядке комиссии для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению, описанию и пропаганде памятников истории и культуры;

  • готовить материалы и выходить с предложениями о лишении лицензий и сертификатов, разрешений (“открытых листов”) юридических и физических лиц на право деятельности по использованию, реставрации, ремонту, реконструкции и археологическому исследованию памятников истории и культуры, нарушивших действующие правила, нормы и методические принципы в сфере охраны культурного наследия;

  • проводить экспертизу соискателей лицензий на деятельность по ремонту и реставрации объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с действующим законодательством;

  • для осуществления комплекса мероприятий, необходимых для контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры, Центр по охране памятников истории и культуры при необходимости создает инспекцию штатных и внештатных инспекторов по охране памятников.

 

Статья 8. Научно-методический экспертный совет

Центром по охране памятников совместно с общественными организациями создается научно-методический экспертный совет в целях содействия выполнению сложных программ, для решения спорных вопросов с привлечением краеведов, искусствоведов, историков, археологов, архитекторов, инженеров и других специалистов.

Экспертный совет формируется на добровольной основе. В него имеют право входить специалисты, имеющие опыт работы в вопросах сохранения культурного наследия.

Структура и порядок работы экспертного совета определяются самим советом.

 

ГЛАВА III.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

 

Статья 9. Обязанности собственников и пользователей памятников истории и культуры

1. Органы государственной власти области, местного самоуправления, Центр по охране памятников ответственны за сохранение объектов историко-культурного наследия.

2. Собственник, пользователь объекта историко-культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему или используемого им памятника истории и культуры (включая вновь выявленные объекты культурного наследия).

3. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность объектов историко-культурного наследия, находящихся в их собственности, пользовании (аренде) или на землях, предоставленных им в пользование (собственность), не допускать нарушения установленного порядка их использования, предотвращать действия, причиняющие вред объектам.

4. Собственник или арендатор объекта историко-культурного наследия обязан принять охранные обязательства и заключить с Центром по охране памятников охранный договор (охранно-арендный договор).

 

Статья 10. Порядок регулирования проектирования и застройки городов и населенных пунктов

1. В целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры градостроительные органы, органы местного самоуправления при разработке проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов согласовывают указанные проекты с Центром по охране памятников.

 

Статья 11. Охранные зоны памятников истории и культуры (выделенные территории)

1. В целях сохранения памятников истории и культуры в их исторической среде на сопряженных с ними территориях устанавливаются охранные (заповедные) зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта, на которых любые работы (включая проектирование) и любые виды хозяйственной деятельности производятся по предложению Центра по охране памятников с разрешения администрации Орловской области, согласованного с Министерством культуры Российской Федерации. Необходимый состав зон определяется проектом.

2. До утверждения в установленном порядке выделенных территорий охранной зоной объекта культурного наследия считается территория вокруг памятника, ограниченная в плане от его границ двойной высотой памятника, но не менее пяти метров от видимой границы памятника или его местоположения, в границах которой запрещается любое строительство и хозяйственная деятельность, за исключением специальных мер, направленных на сохранение (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды. При сосредоточении памятников истории и культуры или близком расположении нескольких, не связанных между собой памятников истории и культуры на расстоянии до ста метров от их внешних границ, в целях сохранения всего комплекса объектов их охранные зоны объединяются в единую охранную (заповедную) зону.

3. Границы охранных зон (выделенные территории) объектов культурного наследия (памятника (памятников) истории и культуры) действуют с момента включения памятника в Государственный список памятников истории и культуры (Реестр) или в Список вновь выявленных памятников истории и культуры или с момента вступления в силу настоящего Закона.

4. В границах охранной ( заповедной ) зоны применяется особый режим использования земель, запрещающий проектирование, геологоразведочные работы, любое строительство и хозяйственную деятельность, за исключением археологических исследований и специальных мер, направленных на сохранение (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается на территории, в границах которой вводятся ограничения на новое строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующей застройки с учетом возможности восстановления утраченных элементов. Проектирование, изменение границ зон, геологоразведочные работы, любые строительные работы предварительно должны быть согласованы с Центром по охране памятников .

Зона охраняемого природного ландшафта устанавливается на территории, в границах которой вводится режим запрещения или ограничения хозяйственной деятельности, нового строительства и реконструкции существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, озера, парки, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. Проектирование, изменение границ зон, геологоразведочные работы, любые строительные работы предварительно должны быть согласованы с Центром по охране памятников.

5. Вновь устанавливаемые границы зон охраны объекта (объектов) культурного наследия федерального значения и режимы содержания этих территорий утверждаются администрацией Орловской области по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации по предложению Центра по охране памятников.

Вновь устанавливаемые границы зон охраны объекта (объектов) культурного наследия местного значения и режимы содержания этих территорий утверждаются администрацией Орловской области по предложению Центра по охране памятников.

6. При выдаче разрешения (согласования) на производство работ или хозяйственную деятельность, в том числе на использование земель для нужд сельского хозяйства, Центром по охране памятников определяются необходимые мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, включая археологическую разведку и последующий археологический надзор, установку охранных знаков, осуществляемых за счет средств юридических или физических лиц, заинтересованных в хозяйственной деятельности или проведении работ. Мероприятия выполняются юридическими или физическими лицами, имеющими соответствующие лицензии, под контролем Центра по охране памятников или его полномочных представителей.

 

Статья 12. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве земляных, строительных и иных работ, хозяйственной деятельности.

1. Предприятия, учреждения, организации и граждане в случае обнаружения археологических объектов и предметов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны приостановить работы или хозяйственную деятельность и сообщить об этом в Центр по охране памятников.

2. Проекты земляных, строительных и иных видов работ должны предусматривать финансовые мероприятия по выявлению, обеспечению сохранности объектов и предметов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, установку охранных знаков, археологический надзор и могут быть реализованы только после положительного заключения (согласования) Центра по охране памятников.

3. В случае принятия Центром по охране памятников решения о приостановлении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ или хозяйственной деятельности, предписание о приостановлении работ выдается в письменной форме с указанием мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, а при нарушении правил охраны памятников - также требование об устранении нарушений в установленные сроки. О приостановлении работ уведомляются органы местного самоуправления городов и районов.

4. Органы местного самоуправления обязаны ограничить или запретить движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или проходящим через зоны их охраны, если создается угроза для существования объектов культурного наследия.

 

Статья 13. Охрана территорий историко-культурного назначения

1. Вопросы охраны природных и искусственных ландшафтов и произведений садово-паркового искусства, отнесенных к землям историко-культурного назначения, относятся к совместному ведению Центра по охране памятников и иных заинтересованных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, Орловской области об охране культурного наследия и об охране окружающей среды.

2. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решением Правительства Российской Федерации историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.

3. Территория историко-культурного заповедника изымается из сельскохозяйственного или иного хозяйственного пользования и передается в пользование заповедника в порядке, установленном действующим законодательством.

4. В целях обеспечения охраны историко-культурных заповедников могут устанавливаться охранные (заповедные) зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. К зонам охраны заповедников распространяются требования для зон охраны памятников, предусмотренные настоящим Законом.

5. Территории, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях, могут быть объявлены решением Орловского областного Совета народных депутатов историко-культурными территориями. Охрана и использование таких территорий осуществляется на основании особого о каждом из них положения.

6. В целях защиты таких территорий от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним участках могут устанавливаться охранные зоны.

7. Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования территорий историко-культурного назначения возлагается на органы местного самоуправления и Центр по охране памятников.

 

Статья 14. Снос, перемещение или изменение объектов культурного наследия.

1. Снос, перемещение или изменение недвижимых объектов культурного наследия или вновь выявленных объектов культурного наследия запрещается.

Исключение из этого правила может быть допущено лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства Российской Федерации по предложению Центра по охране памятников.

2. Организация, возбудившая ходатайство о сносе, перемещении или изменении недвижимого объектов культурного наследия, обязана получить заключение по этому вопросу Министерства культуры Российской Федерации, если иное не оговорено действующим законодательством.

3. Снос, перемещение или изменение недвижимого объекта культурного наследия может быть произведено юридическим или физическим лицом, получившим разрешение на проведение этих работ только после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятника при его перемещении или изменении и после проведения Центром по охране памятников работ по научному изучению и полной фиксации (включая фотофиксацию). Перечень этих мероприятий устанавливается Центром по охране памятников.

Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридического или физического лица, получившего разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.

 

Статья 15. Изучение объектов культурного наследия

1. Осуществление работ по изучению или исследованию объектов культурного наследия допускается только при наличии разрешений, выдаваемых Центром по охране памятников.

2. Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только при наличии специальных разрешений (“открытых листов”). Открытые листы регистрируются в Центре по охране памятников.

3. Ведение археологических исследований памятников истории и культуры, градостроительства и архитектуры, монументального искусства или ведение таких исследований на территории зон их охраны допускается при наличии у исследователей наряду с открытым листом разрешения Центра по охране памятников.

По окончании работ, в течение месяца, лица проводившие исследования, представляют в Центр по охране памятников научный отчет содержащий подробную фотофиксацию выполненных работ.

 

ГЛАВА IV.
ПРОТИВОАВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ, РЕСТАВРАЦИЯ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕМОНТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

 

Статья 16. Контроль за проведением ремонтно-реставрационных или противоаварийных работ

1. Любые ремонтно-реставрационные , консервационные или противоаварийные работы осуществляются только с разрешения Центра по охране памятников и под его контролем.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, выступающие заказчиками или производителями работ по реставрации, консервации и любому ремонту памятников или их отдельных конструктивных элементов , включая системы электроснабжения, отопления, водоснабжения и канализации, до начала работ заключают с Центром по охране памятников договор о проведении надзора.

 

Статья 17. Производство ремонтно-реставрационных, противоаварийных работ

1. Правила ведения работ по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и культуры установлены Министерством культуры Российской Федерации.

2. Разрешение на проведение противоаварийных, реставрационных, консервационных и ремонтных работ на памятниках истории и культуры выдается после рассмотрения и утверждения Центром по охране памятников проектно-сметной документации на эти работы.

 

Статья 18. Лицензирование работ, выполняемых на памятниках истории и культуры

Юридическим или физическим лицам, приступающим к работам по реконструкции, ремонту или реставрации памятников местного значения, необходимо предварительно получить лицензию на данный вид деятельности в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 19. Источники финансирования исследовательских и реставрационных работ

Исследовательские, научно-проектные, реставрационные, консервационные, противоаварийные и ремонтные работы на памятниках истории и культуры осуществляются за счет целевых средств федерального, областного, местных бюджетов, средств Центра по охране памятников, средств пользователей памятников и иных поступлений.

 

ГЛАВА V.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

 

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры

Юридические и физические лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учёта, ремонта и реставрации памятников истории и культуры, нарушении режима зон охраны памятников, а также виновные в других нарушениях действующего законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом, действующим уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

 

Статья 21. Возмещение ущерба, причиненного объекту культурного наследия

1. Юридические и физические лица, собственники или пользователи, посторонние лица, причинившие памятнику вред, при нарушении охранных обязательств или невыполнении предписаний Центра по охране памятников возмещают Центру по охране памятников стоимость реставрационных работ по устранению нанесенных повреждений на основании сметы и счета, представленных Центром по охране памятников в течение 10 дней с момента получения счета.

2. Юридические или физические лица, нарушившие законодательство о зонах охраны памятников, обязаны восстановить за свой счет в прежнем состоянии территорию зоны его охраны, а при невозможности этого - возместить убытки Центру по охране памятников на основании сметы и счета, представленных Центром по охране памятников в течение 10 дней с момента получения счета.

3. Сумма ущерба, причиненного памятникам археологии, исчисляется исходя из стоимости проведения археологических работ по полному научному изучению памятника (археологических раскопок).

4. Тарифы на работы и услуги разрабатываются Центром по охране памятников и согласовываются с Управлением культуры и туризма Орловской областной администрации.

 

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации Орловской области                                  Е.С.Строев

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики