Творческий портрет
инструментального трио "НАИГРЫШ".

    В феврале 1981 года концертмейстеры-баянисты Дворца культуры Орловского сталепрокатного завода Владимир ВОРОНЦОВ, Николай АФАНАСЕНКО и Александр АНТОНОВ объединились для создания нетрадиционного ансамбля русских народных инструментов, где звучало бы более двадцати музыкальных инструментов: три многотембровых баяна, балалайка, гармонь, ксилофон, колокольцы, целое семейство жалеек разного строя, свирели, флейта-пикколо, ложки, бубен, разновысокие коробочки, бубенцы-трензели, жалейка-петушок, коса, владимирский рожок, кокошник, трещотки, береста, рубель, вертушка. Все эти инструменты не могут звучать одновременно, поэтому трио использует принцип подмены одного инструмента другим в момент исполнения музыкальной программы. Это придаёт выступлению элементы неожиданности, сюрприза, озорной шутки. Возникает контакт с публикой, которая живо реагирует на каждый музыкальный нюанс или неожиданное звучание инструмента, естественно вплетающегося в общую музыкальную ткань ансамбля.

44205 байт
Инструментальное трио "Наигрыш", состав 1981 - 1992 г.г.
Слева - направо: Владимир Воронцов, Александр Антонов, Николай Афанасенко.

    Мастерство ансамбля оттачивалось постепенно, определялась репертуарная направленность, складывался свой почерк, своя манера исполнения. Репертуар трио строится на музыкальной обработке русских народных песен и мелодий, авторских произведениях и пьесах, специально написанных для трио.
Оригинальность идеи, как и сценическое оформление обеспечили трио "Наигрыш" успешную концертную деятельность.
    На сцене ансамбль выглядит так: справа и слева от исполнителей стоят расписанные макеты русской прялки и большой деревянной ложки. В них от зрителя спрятаны все вспомогательные инструменты - колокольцы, коробочки, ксилофон, жалейки и др. Таким образом, решается две задачи - оригинальное сценическое оформление и удобная (всё под руками) подставка для музыкальных инструментов.
В трио нет вторых ролей. "Наигрыш" - это ансамбль солистов. Во время концерта музыкальное действие развивается стремительно, лирика сменяется пьесами виртуозного характера. Все подмены инструментов подчинены строгим музыкальным задачам.
    "Наигрышу" доверили первое исполнение своих произведений такие авторы, как Е.ДЕРБЕНКО, Ю.ЗАЦАРНЫЙ, Е.КУЗНЕЦОВ, В.КОРНЕВ.
    Картотека народной музыки Всероссийского радио насчитывает сегодня около сорока стереозаписей, которые звучат по всем программам. Часть их вошла в диск - гигант "Озорные припевки", который фирма "Мелодия" выпустила в 1988 году. В диск вошло 12 оригинальных пьес и обработок.
    Трио много и охотно снимало телевидение. "Шире круг!", "Играй, гармонь!", "Праздничное новогоднее представление", "Играет инструментальное трио "Наигрыш" города Орла".
    Мелодии "Наигрыша" звучали в Кремлёвском Дворце съездов, в Государственном Центральном концертном зале "Россия", Колонном зале Дома союзов, Концертной студии радио, Союзе композиторов России, на Украине, в Белоруссии. Коллектив проехал от Бреста до Владивостока, участвовал в I международном фестивале фольклора, открытии Байкало-Амурской магистрали.
    "Наигрыш" представлял русское инструментальное искусство в Болгарии, Румынии, Венгрии, Монголии, Финляндии, Индии, Англии, Шотландии, Японии, Германии, Турции, Голландии, Сербии, Испании, Бельгии, Португалии, Франции.
    В 1992 году участникам трио В.ВОРОНЦОВУ, Н.АФАНАСЕНКО и А.АНТОНОВУ было присвоено звание "заслуженный работник культуры Российской федерации".
    В марте 1992 года Николая АФАНАСЕНКО в трио сменил молодой музыкант Валерий БУРЧЕНКОВ.

45385 байт
Инструментальное трио "Наигрыш". Состав 1992 г. - по наст. время.
Слева - направо: Владимир Воронцов, Валерий Бурченков, Александр Антонов.

    Сегодня ансамбль находится в расцвете творческих сил. Музыканты в постоянном творческом поиске. Работа ведется в двух направлениях. Это, во-первых, поиск и обработка незаслуженно забытых народных мелодий центра России и, во-вторых, изготовление и использование оригинальных русских народных инструментов.
    Владимир ВОРОНЦОВ (баян I), помимо чистого исполнительства, является автором целого ряда обработок и инструментовок для трио. Тонко чувстсвуя изнутри специфику подачи музыкального материала, ему удаётся сохранить свой "почерк", не искажая замысел композитора, удачно используя индивидуальные возможности каждого исполнителя.
    Валерий БУРЧЕНКОВ (баян II) обладает яркими вокальными данными. В сочетании с умелым владением инструментами это качество с успехом используется в трио, что придаёт выступлениям особый блеск.
    Александр АНТОНОВ (баян III) имеет звание "народный мастер России". Большинство вспомогательных инструментов для трио сделаны его руками.
    Уникальность трио "Наигрыш" подтверждает такой факт, что почти за двадцать лет в России не создано подобного коллектива. Опыт работы и нотный материал трио были подробно представлены в журнале "Молодёжная эстрада" ( № 5. 1987 г.) в статье "О технических возможностях инструментального трио "Наигрыш".
    Непременный участник многих праздников и фестивалей, ансамбль много выступает, можно сказать, копит опыт общения с самыми разнообразными категориями слушателей. Музыканты трио - страстные пропагандисты русского народного инструментального исполнительства. Нередко концерты заканчиваются серьёзным разговором о народной музыке.
    Много лет с коллективом сотрудничает известная орловская певица , заслуженный работник культуры России, Таисия КАЗАРИНА. В концертах также принимает участие танцевальная пара.
    Артисты ансамбля любят своё дело и готовы постоять за него на любом уровне, ведь в руках музыкантов - всё разнообразие приёмов игры на русских народных инструментах, песни и танцы, которые никого в мире не оставляют равнодушными.

Орел. январь 2000 г.

На основную страницу

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики