Музей Л.Н.Андреева

 

Фасад. 22 кбайт

 

В 1874 году отец Андреева купил у солдатки Прасковьи Корлевской место на 2-й Пушкарной улице и построил большой деревянный дом, украшенный резьбой, в десять комнат, с террасой, выходящей в сад. С Орлом, улицами Посадскими и Пушкарными, с отцовским домом связаны важнейшие годы жизни Леонида Андреева (1874-1891).

Многое помнят стены дома № 41 на 2-й Пушкарной улице. Помнят, как исследовал Леонид чердаки и подвалы в поисках того, что взрослые называют одним словом — «мусор»; как читал книги Майн Рида и Жюля Верна, зачастую устроившись на крыше и мечтая о дальних морских путешествиях; как после посещения театра разыгрывал целью спектакли перед своими сверстниками.

27 кбайт
Гостиная.

В этом доме мать Анастасия Николаевна помогала сыну делать первые рисунки, научила фантазировать и приучила его к сознательному творчеству.

Отсюда в 1882 году Леонид пойдет в первый класс гимназии, а потом, став постарше, измученный неразрешимыми «загадками бытия», будет искать ответы у Шопенгауэра, Писарева, Толстого.

...на противоположной стороне высился красивый барский дом. Деревянная вычурная резьба покрывала будто кружевом весь фасад, начинаясь от высокого темно-красного фундамента и доходя до конька железной крыши, с стоящим на ней таким же вычурным шпилем. Даже в эту погоду, когда кругом все стояло безжизненным и грустным, зеркальные стекла дома сияли, и тропические растения, отчетливо видные, казались молодыми, свежими и радостными, точно для них никогда не умирала весна и сами они обладали тайной вечнозеленой жизни.

Л. Андреев. «У окна»

В доме на 2-й Пушкарной родились братья и сестры Андреева; здесь он трагически пережил скоропостижную смерть отца, приняв от него груз забот о большой семье. Отсюда уедет он в 1891 году в далекий Петербургский университет поступать на юридический факультет.

18 кбайт
Гостиная.

На 2-й Пушкарной, населенной «сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-портными и иных свободных профессий представителями», еще мальчиком будущий писатель встретился с героями своего первого рассказа — городовым Баргамотом и затравленным бродягой Гараськой. Именно на Посадских, Пушкарных, Стрелецких улицах и слободах поселил Андреев мальчишек Сашку и Сенисту («Ангелочек» и «Гостинец»), героев рассказов «Весной», «Весенние обещания», «Алеша-дурачок», «Буяниха», «На реке», пьесы «Младость», романа «Сашка Жегулев». Судьба многих из них напоминает и судьбу самого Леонида Андреева.

В письмах, интервью, дневниках последних лет жизни Леонид Андреев по-прежнему вспоминал «домашнюю Пушкарную», «пахучую ракиту», безводный Орлик с местечком Вавилон и прежде всего родной дом, отцовский сад.

25 кбайт
Комната матери.

21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме № 41 по 2-й Пушкарной улице в Орле открылся музей.

Экспозиция посвящена детским и юношеским годам жизни писателя. Дом, сохранившийся до наших дней почти в своем первозданном виде, помогает понять, как из маленького «пушкаря» Леонид Андреев стал одним из самых популярных писателей начала XX века, талантливым и до сих пор не воплощенным драматургом, художником, непревзойденным фотографом. Все начиналось именно здесь: и извечные вопросы о Боге и Дьяволе внутри человека и в судьбе человека, о Хаосе и Гармонии, о Жизни и Смерти, которые Леонид Андреев задавал всегда с предельной откровенностью и болью и на которые пытался ответить в своем творчестве; и увлечение драматическим действом, вылившееся в создание своего театра, с особым художественным миром и эстетической системой, принципиально новаторского, обозначившего истоки многих направлений и течений в мировом искусстве XX века; первые робкие рисунки — и интереснейшие работы Андреева-художника: высоко оцененные В. Серовым, великолепные цветные стереофотографии (автохромы), которые до сих пор поражают художественным мастерством Андреева-фотографа, его провидческая мечта о превращении «великого немого» в широкоэкранный кинематограф. Перешедшая от отца любовь к строительству — и возведение своего дома на Черной речке взамен утраченного, отцовского. Щемящая до боли тоска о море, возникшая в Орле, где одна из речек называлась Пересыханка,— и страстное увлечение морем в конце жизни. Необычайная талантливость, выразившаяся в самых разнообразных формах художественного творчества, составляет Мир Леонида Андреева.

«...он был таков, каким хотел и умел быть, — писал Максим Горький о Леониде Андрееве, — человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

Просторный, провинциально обставленный зал-гостиная; у окон много зимних цветов, среди коих фуксия и уже зацветшая герань. Одно окно выходит в стеклянный коридор, идущий вдоль всего дома и кончающийся парадным крыльцом; другие четыре окна выходят на улицу — немощеную, тихую улицу, с большими садами и маленькими мещанскими домишками.

Л. Андреев. «Младость»

302000, г. Орел, 2-я Пушкарная, 41.

Назад

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики