Гиви Калмахелидзе - народный художник России.

 

Гиви Калмахелидзе. 13 кбайт.

 

Галерея работ

 

Имя орловского художника, народного художника России, Гиви Дмитриевича Калмахелидзе прочно вписалось в общий контекст современной графики. Искусство этого мастера хорошо известно в России и за рубежом. Его произведения экспонировались на зональных, республиканских, всесоюзных и международных европейских выставках.

В 1966 году он поступил на отделение промышленной графики Харьковского художественно-промышленного института, а через год перевелся на отделение станковой графики, занимался в мастерской эстампа под руководством В.П. Селезнева. Учился с большим подъемом. В замыслах и идеях не было недостатка, за плечами имелся солидный багаж впечатлений. Тем сильнее было стремление проникнуть во все тайны графического языка, овладеть в совершенстве техническими приемами, чтобы обрести желанную свободу самовыражения. В нем рано пробудился экспериментаторский дух, переходы от ксилографии к линогравюре, от нее к литографии или офорту, последнему отдавалось особое предпочтение, совершались легко. Он уверенно и довольно быстро преодолевает сопротивление материала, будь то дерево или линолеум, камень или медная пластина, подчиняя своей воле выразительные возможности той или иной техники, чутко улавливая пластические диапазоны каждой из них.

Многослойная образная структура офортов Калмахелидзе раскрывается постепенно, по мере погружения в ее пласты и действует подобно сжатой пружине, внезапно разрывая привычные стереотипы представлений, дает импульс нового видения окружающего мира. В кажущейся статичности его композиций нет места покою, желанное равновесие зыбко и достигается колоссальным напряжением сил. В этой неуравновешенности материального мира отражается психологическая неустойчивость духовного климата нашей жизни.

Несмотря на разочарования, которые приносит художнику современная действительность, он старается не доводить до крайностей смысловое содержание своих произведений, где просто уже не существует альтернативы, а уводит на ассоциативные уровни, предпочитая категоричности суждений философские размышления, полагаясь на отзывчивость зрительской души, ответный отклик ума и сердца. Как бы драматично не воспринимался ход времени, Калмахелидзе оставляет надежду и дает почувствовать полнокровность жизни, ее красоту. Она и есть тот свет, что преодолевает преграды, прорывается сквозь однообразную обыденность, просекает бездонную космическую темноту и материальную земную оболочку, утверждает положительные духовные сущности предметов и явлений.

Гиви Калмахелидзе присущи два главных качества, которые В. Фаворский считал основными в творчестве: смелость видения в музыка зрения. К ним следует добавить особое бережное отношение к натуре, целомудренное восхищение красотой и углубленное, мудрое ее постижение. Их сочетание и придает произведениям орловского художника самобытность, выделяя из общего потока графическое искусства последних двух десятилетий уходящего века.  

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1979 Гиви Дмитриевич Калмахелидзе и Николай Николаевич Ковалев. — Центральный Дом литераторов им. А.А. Фадеева. — Москва.
1985 Выставка произведений орловского графика Гиви Калмахелидзе. — Токио. Япония.
1992 Выставка произведений орловского художника Гиви Калмахелидзе — Иерусалим. Израиль.

Выставка произведений российских графиков Гиви Калмахелидзе и Станислава Косенкова. — Baшингтон. США. 

Назад

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики