Орловская художественная школа № 2

 

Работы учеников

    История школы, ее становление, миграция по различным неприспособленным для преподавания изобразительного искусства помещениям ведет свое начало с 1977 года, когда в сентябре месяце по решению администрации города, района и управления культуры Орловской области в трехкомнатной квартире по ул. Рощинская, 37 была открыта Детская художественная школа № 2, и были набраны первые 50 человек учащихся.
Учебные площади школы хотя и увеличивались, но не отвечали нуждам и потребностям ДХШ № 2, поэтому выставочными залами для работ учащихся и преподавателей стали - общеобразовательные школы, детские сады, музыкальные школы, дворцы культуры, витрины магазинов.
   

    Учебный 1989 - 1990 год школа встретила в новом здании, обозначив тем самым своё второе рождение. Новые условия работы заставили педагогический коллектив школы по-новому строить методику преподавания изобразительного искусства, шире использовать увеличившиеся площади для выставочной деятельности.
Как-то учащимся задали вопрос: "Что вас особенно привлекает в нашей школе?". Ответов было много: интересно общаться, нравится рисовать, заниматься керамикой, композицией, ходить рисовать на пленэре, узнавать новое о художниках на уроках истории искусства... А ученица из пятого профориентационного класса школы Лена Тришкина ответила просто: "Здесь уютно..."

    Действительно, первое ощущение, когда попадаешь в стены школы, это чувство уюта, комфорта, красоты. Статуи греческих богов встречают при входе - Вакхи, Венеры, амазонки в тихой задумчивости взирают на юных художников. А в светлых, просторных учебных классах гипсовые торсы мыслителей всех эпох безмолвно вдохновляют и незримо участвуют в творческом процессе каждого ребенка.

    Педагогический коллектив Детской художественной школы №2 г. Орла руководствуется традициями русской академической школы преподавания изобразительного искусства и развивает направление станкового искусства. В школе преподаются учащимся следующие предметы: академический рисунок, живопись, станковая композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусства.

   Рисунок. В основе лежит академический рисунок с решением задач передачи трехмерного пространства, объема натуры, ее материальности и обработка учащимися приемов и навыков технического оформления передачи рисунков. Учащиеся приобретают приемы и навыки работы линией, пятном, штриховкой. Овладевают знаниями по выполнению рисунков гризайлью, углем, соусом, карандашом, тушью, сангиной, пастелью, сепией. Учатся делать как быстрые наброски, рисунки, так и длительные, рассчитанные на десятки часов работы решающие задачи большой изобразительной силы.

   Живопись. В основе лежит академическое преподавание этого предмета с решением задач передачи трехмерного пространства, объема, материальности натуры, изучение колористических особенностей заданий. Главным материалом для изучения учащимися живописи является акварель и частично гуашь. Учащиеся овладевают техникой быстрого письма акварелью и письмом лессировками при выполнении работ длительного по времени исполнения, изучают основы цветоведения, делают этюды разных по сложности задач.

    Станковая композиция. В основе преподавания предмета "композиция" лежит развитие у учащихся особого умения не только компоновать изображаемое на картинной плоскости, но и переосмысливать увиденное, прочувствованное, результатом которого является создание образа композиции, где формат листа, техника исполнения, жанр изображения чутко подбираются и воплощаются в решение на картинной плоскости. Многие композиции являются результатом работы учащихся по темам конкретных конкурсов детского творчества. Учащиеся закрепляют полученные приемы работы различными материалами рисунка и живописи и расширяют спектр своих знаний по изобразительному искусству.

    Скульптура. В основе лежит преподавание академических приемов работы по скульптуре. Учащиеся имеют возможность работать в пластилине и глине. Изучают приемы работы с натурой и по представлению. Знакомятся с приемами работы по выполнению круглой скульптуры и рельефов. Приобретают умение изображать натюрморт, портрет и фигуру человека, животных, птиц, растений, орнамента и т. д. Отрабатывают умение работать в этюдах и по длительному ведению работы по скульптуре. Овладевают умением формовки скульптурных форм в гипсе.

    Декоративно-прикладное искусство. В основе лежит изучение народных традиций декоративно-прикладного искусства, где определяющим является изучение орнамента и приемы его воплощения в различных видах народного творчества. Учащиеся знакомятся с приемами и законами построения неформальной композиции, овладевают техникой выполнения гуашевых выкрасок колерами, делают аппликации, витражи, коллажи. Большое значение в преподавании декоративно-прикладной композиции учащимся отводится изучению техник и приемов работы в конкретных материалах, видах и жанрах этого искусства. Учащиеся овладевают приемами работы в керамике, восковке, ковроткачестве, резьбе по дереву, маркетри, в работе по глазурованной плитке цветным стеклом и т. д.

    История искусства. В основе преподавания лежит изучение учащимися творчества различных художников различных времен, стран и народов. Изучаются виды, жанры и техники изобразительного искусства от первобытного искусства до наших дней. Особое изучение учащихся отводится народному искусству. В изучении этого предмета большую роль играет наглядность, поэтому по каждой теме подобран иллюстративный материал: слайды, репродукции, книги, журналы, видеофильмы. Все тексты по программе "История искусства" отпечатаны и собраны в малую историю искусства.

    Школа расширяет сферу своего влияния и пропаганды изобразительного искусства среди населения путем организации своих филиалов на базе общеобразовательных школ города. В настоящий момент действуют филиалы школы на базе общеобразовательных школ: №№ 37, 39, 40, 35.

    Организовываются подготовительные группы учащихся младших классов на базе самоокупаемости, что позволяет развивать систему преемственности: детский сад - начальная средняя школа - ДХШ -художественное училище, колледж - ВУЗ, университет. За 20 лет работы многое уже сделано и плоды нашего труда в наших учениках. Но коллектив школы полон новых педагогических и творческих планов, которые надо осуществить.

    И то, что мы работаем не зря, говорят рефераты, написанные нашими учащимися к юбилею школы. Вот некоторые выдержки из них:

    "И вот наступило 1 сентября. Мне было немного боязно идти в "художку", но как только я открыла дверь, то окунулась в атмосферу доброжелательности. Учителя совершенно отличались от учителей общеобразовательной школы. Они беседовали с нами не как с маленькими детьми, а как с сознательными людьми. Их доброжелательность и хорошее настроение передавались нам. Я приходила домой с радостью в душе от посещения школы". Из реферата Гашениной Наташи, 4 "Е" кл., 1997 г.

    "Когда долго не ходишь ,в художественную школу по разным причинам, то чувствуешь, что душа опустела и не может больше ничего, все тянет меня в школу, и я иду, иду потому, что не только обязанность заставила, но и потому, что хочу, я хочу сама очень рисовать. Тут все хорошо, все меня устраивает, все великолепно". Из реферата Хромешиной Тани, 4 "Ж" кл., 1997 г.

    "Главное, зачем приходят в художественную школу, это, конечно, научиться искусству рисовать, писать красками и многому другому, что связано с искусством. Школа - это большой дом общения, и школу я люблю за то, что она есть. Ведь это прекрасно, когда есть такое место, где можно открыть свои возможности в искусстве, поделиться знаниями в жизни". Из реферата Варнавской Кати, 4 "Ж" кл., 1997 г.

    "Художественная школа не только учит рисовать, но и становиться культурнее. Поступив в "художку" я даже не представлял, что буду здесь счастлив. Здесь меня научили по-иному думать. Только теперь я понимаю всю серьезность этого обучения". Из реферата Иванушкина Дениса, 4 "Е" кл., 1997 г.

Назад

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики