Журнал художественный совет. №4(8) апрель 1999 г. 16 кБайт

 

Галерея

 

Орловская земля сконцентрировала в себе богатейший пласт отечественной истории и культуры. Не без основания Н.Лесков писал: "Орловская губерния - целая страна в стране России. И таких внутренних держав немало на Руси. Все они требуют пристального изучения".

С орловским краем тесно переплелись судьбы героев отечественной войны 1812 года А.Ермолова и Д.Давыдова, декабристов Ф.Вадковского и С.Кривцова, 3.Чернышева, В.Соловьева, собирателей народных песен П.Якушкина и П.Киреевского, композитора В.Калинникова.

Орловские места неразрывно связаны с именами И.Тургенева, А.Апухтина, А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Лескова, Л.Андреева, И.Бунина, Б.Зайцева, М.Пришвина и многих других замечательных русских писателей и поэтов. Земля орловского края стала благодатной почвой, на которой изобразительное искусство пустило глубокие корни. Она питала творчество исторического живописца В. Шварца и портретиста Н.Струнникова. Отсюда родом русский скульптор Б.Орловский, передвижник Г.Мясоедов, мастер камерных произведений А.Софронова, художник театра В.Шестаков, пейзажист В.Машков.

ОБЛАСТНОЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Галерея

Все большую значимость приобретает деятельность Областного выставочного центра. Круг экспонентов растет. Если в недалеком прошлом монополистом художественной жизни был Союз художников, то сейчас у него появились коллеги по искусству, которые в своих рядах объединяют многих людей, живущих творчеством. Все вместе и те, кто стоял у основания художественной жизни города, создают богатство и разнообразие художественной жизни.

Совместно с СХ России были проведены персональные выставки художников: Л.Н.Парицкой, О.С.Тучниной, С.В.Прокопова, В.И.Лебедева, Ж.А.Травинской, выставка произведений орловских художников к празднованию Дней славянской письменности. Большим достижением считается традиционная выставка художников театра. Впервые о себе полноценно заявила частная картинная галерея "Серебряный Орел". Выступив спонсором и организатором выставки произведений художника Лапшова, она открыла для орловского зрителя большого автора. Представляя все стороны художественной жизни города, нельзя не сказать о проведении ежегодной выставки Товарищества орловских художников, являющегося творческим союзом, объединяющим профессионалов и любителей художественного творчества. Важнейшее направление работы Центра — художественно-воспитательное. С 1996 года была начата работа над организацией областного конкурса юных художников, которая в этом году получила достойное развитие, благодаря поддержке Администрации Орловской области, управления по культуре и искусству.

Д. Назаров

ВЫСТАВКА ГОДА

Впервые в истории Орла была организована Всероссийская выставка русского пейзажа "Образ Родины".

Экспозиция развернулась в залах Орловского музея изобразительного искусства и Выставочного центра и представляла около двухсот произведений художников разных регионов страны, в том числе и работы орловских живописцев.

Отличительная черта выставки - эмоциональная полифоничность. Художники создавали свои произведения не по заказу, а по велению сердца. Отсюда - искренность чувств и неподдельная любовь к родной земле.

Эпическое звучание отличает произведения В.Сидорова, В.Иванова, В.Щербакова, А.Курнакова, причем в свойственной каждому мелодической интонации.

В.Сидоров достигает духовной концентрации пейзажного образа предельным обобщением наиболее характерных черт русской природы. Философскими обобщающими категориями мыслит В. Иванов. Монументальные произведения А.Курнакова "Россия - Родина моя", "Литературная обитель" программно акцентируют взаимосвязи национального характера природы с локальными особенностями "малой родины", с ее духовными очагами. В общую живописную симфонию влились лирические и народно-фольклорные лейтмотивы. Притчевая иносказательность свойственна искусству В.Телина. Главная черта его произведений - ощущение непосредственного присутствия чудесного в реальном мире, стоит только внимательно вглядеться в него. Эмоциональная тональность пейзажей Л. Былинко "Поля опустели", "Осенний сон. Спасское" сродни романсовой лирике. Они овеяны тихой грустью прощания с былым расцветом природы, которая в преддверии зимы погружается в глубокий покой. Широко экспонировались и натурные этюды - показатели суть творческого процесса в нескончаемом диалоге художника с природой. Выставка экспонировалась в разгар золотой осени. Таким образом, проявились две стороны Прекрасного - земного и художественного.

Г.Рымшина, искусствовед, член Союза художников России.

ОРЛОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ

Галерея

Шестьдесят лет без малого насчитывает история Орловской организации Союза художников, которая была создана в конце 1939 года. Первоначально ее ядро составляли: К.Андросов, В.Влазнев, В.Дудченко, М.Железнов, Б.Крылов, И.Митрофанов, Н.Моревский, В.Третьяков, Н.Яськов. Сегодня в рядах творческого коллектива более семидесяти человек. Это мастера живописи, графики, скульптуры, монументального, театрально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Образование творческой организации художников значительно обогатило духовную атмосферу всего края, повлияло на эстетический облик города и области. Орловские художники были инициаторами создания художественного училища (1933), областной картинной галереи (1957 - ныне Орловский музей изобразительных искусств) и Художественно-графического факультета при Орловском педагогическом институте (1959 - сейчас Орловский государственный университет). В последние десятилетия укрепляются творческие связи Союза художников с зарубежными странами. В 1976 году состоялись обменные выставки произведений орловских и финских художников в Орле и Нокиа. Установилась интересная форма работы с болгарским городом-побратимом Разградом.

Не так давно возникли творческие контакты с городом-партнером Германии Оффенбахом-на-Майне. В 1989 году в Орле были представлены работы из немецкого собрания "Ателье под крышей", а зрители Оффенбаха могли видеть живопись и графику орловских художников.

Орловский Союз художников переживает те же трудности, что и вся страна, но она сохраняет творческий потенциал, прилагает большие усилия по осуществлению выставочных проектов. В этом большую помощь оказывает ей Администрация Орловской области во главе с Е.С. Строевым и управлением искусства и культуры.

НИКОЛАЙ РЫМШИН

Галерея

Творчество художника Николая Ивановича Рымшина сосредоточено преимущественно в пейзажном жанре. Н. Рымшин родился 20 мая 1947 года в селе Нетрубеж Орловской области. В 1967 году поступил в Киевский художественный институт, который окончил в 1971 году. С 1974 года живет в Орле и работает в Орловском художественном училище. Участник многих зональных республиканских выставок. Его произведения экспонировались на зарубежных выставках в Болгарии, Венгрии, Германии.

Николая Рымшина привлекает лирический пейзаж, в котором он стремится выразить самые тонкие психологические настроения, свойственные среднерусской природе. Во многих его полотнах, таких как "Первое сентября" (1980), "Июнь в деревне" (1986), "Утро. Тропинки" (1988) звучит тема детства. Художник последовательно развивает мысль о единстве человека с природой, эстетическом значении этой связи в становлении духовного мира личности.

ХУДОЖНИК ИВАН СТЕПАНОВ

Галерея

В произведениях орловского живописца Ивана Григорье вича Степанова реальная действительность предстает в красочном многообразии, в бесконечном обновлении природы и дел человеческих. Искусство этого мастера являет собой пример органичного сплава традиции и живой современности.

И.Г.Степанов родился 6 июля 1934 года в Витебске. В 1956 году он закончил с отличием Свердловское художественное училище, в 1956-1962 годах учился в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова. Его учителями были В.Г. Цыплаков и Д.К. Мочальский.

Самобытно и полнокровно прозвучала в произведениях Степанова сельская тема. Под кистью художника нескончаемый круговорот крестьянского труда обретает пластически-живописное выражение, воплощается в поэтических картинах "Весенние хлопоты" (1974), "Начало сева" (1974), "Осень в Истомине" (1984).

Пейзаж и натюрморт в творчестве Степанова - закономерное продолжение темы, посвященной земле и людям. Художник любит писать березы, потемневшие от времени деревянные дома, баньки в огородах, стога сена, проселочные дороги. Белизна заснеженных полей, сверкающая чистота красок весенней ростепели, зной лета и многоцветье осени находят глубокий отклик в душе художника.

ХУДОЖНИК ГИВИ КАЛМАХЕЛИДЗЕ

Галерея

Имя народного художника России Гиви Дмитриевича Калмахелидзе прочно вписалось в общий контекст современной графики. Искусство этого мастера хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он участник зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Г.Д.Калмахелидзе родился 4 мая 1941 года в Тбилиси в семье грузинского рабочего и русской крестьянки. Детство и юность провел в Ставропольском крае. Учился в Харьковском художественно-промышленном институте (1966-1971). По направлению приехал в Орел, где преподает на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета.

Калмахелидзе - мастер офорта. Жанровые композиции, пейзажи, натюрморты, интерьеры - суть глубокого анализа художником взаимоотношений человека с окружающим его миром, настойчивое стремление в малом передать общее, соизмерить мерное течение буден с важными проблемами современности.

В кажущейся статичности его композиций нет места покою, желаемое равновесие зыбко и достигается предельным усилием. В этой неуравновешенности материального мира отражается психологическая неустойчивость духовного климата нашей жизни. Однако художник никогда не доводит до крайности смысловое содержание офортов, где уже не существует альтернативы, а уводит на ассоциативные уровни, предпочитая категоричности суждения философское размы- шление и полагаясь на отзывчивость зрительской души, ответный отклик ума и сердца.

СКУЛЬПТОР ВИКТОР БАСАРЕВ

Галерея

Виктор Петрович Басарев родился 3 октября 1941 года в селе Маринское Махарадзевского района Грузии в семье столяра, которая после войны переехала в Донецкую область. Басарев учился в Харьковском художественном училище, после окончания продолжил образование на скульптурном отделении Харьковского художественного института (1960-1966). По направлению приехал в Орел. Успешно сочетает творческую и педагогическую деятельность на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета, профессор кафедры теории и методики изобразительного искусства. Принят в Союз художников в 1970 году. Участник многих зональных, республиканских и всесоюзных выставок.

В своих произведениях художник делает акцент на раскрытие лучших качеств человеческой натуры, подчиняя этой задаче пластическое решение, фактуру материала, моделировку формы.

В последние годы много работает над созданием портретной галереи исторических деятелей и творческой интеллигенции, уроженцев Орловского края.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 2

Галерея

Первое ощущение, когда попадаешь в стены школы, — это чувство уюта, комфорта, красоты.

В школе преподаются академический рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусства.

Особое место отводится изучению народного искусства. За 20 лет работы многое сделано и плоды нашего труда в наших учениках. И то, что мы работаем не зря, можно прочитать в рефератах учеников: "И вот наступило 1 сентября. Мне было немного боязно идти в "художку", но как только я открыла дверь, то окунулась в атмосферу доброжелательности. Учителя беседовали с нами не как с маленькими, а как с сознательными людьми. Их хорошее настроение передавалось нам. Я приходила домой с радостью в душе от посещения школы"; "Главное, зачем приходят в художественную школу, это, ко- нечно, научиться искусству рисовать, писать красками и многому другому, что связано с искусством. Школа - это большой дом общения, и школу я люблю за то, что она есть".

ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

Галерея

ДХШ начиналась в институтских стенах, среди творческой атмосферы студенческих мастерских, выставок работ учащихся. После продолжительного кочевья школа разместилась в деревянном, украшенном резьбой доме с небольшим двориком и флигелем.

Знания приобретаются на многоуровневой основе. В течение года школьники посещают лучшие выставки в Орле, непосредственно общаются с профессиональными художниками.

Во вводном курсе, помимо усвоения правильных принципов работы с карандашом или красками, даются упражнения на системное развитие зрительной памяти, воображения, остроты восприятия.

В старших классах с особым тщанием штудируется объем и способы его передачи в двух (рисунок) и трех (скульптура) измерениях.

Для тех, кто любит создавать вещи своими руками, открыто отделение народных ремесел. Т.А.Маслова, разработчик уникальной методики по рукоделию, преподает кружевоплетение, С.И.Пелепейченко - вышивку, А.Г.Рассолов - резьбу по дереву. Курс изобразительного искусства ведет кандидат педагогических наук Н.Я.Маслов. Введены обязятельные дисциплины: народный фольклор и искусство, которые читают лучшие специалисты — Г.А.Яхина и Н.И.Борисова. Курсы двух отделений взаимосвязаны и раскрывают перед учениками достояние родного края.

ОРЛОВСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Орловское художественное училище имеет хорошую репутацию в профессиональной среде, является зональным методическим центром.

В истории создания и становления училища отразилась судьба России. Предыстория учебного заведения увлекательна,но были в ней и драматические моменты. До Октябрьской революции 1917 года в Орловской губернии существовала художественная школа - первое крупное местное художественное заведение.

В начале 1924/25 учебного года в школе было 4 класса: испытательный, подготовительный. головной, фигурный, Существовали дневные живописные классы - "по краскам" и вечерние - по рисованию. С 1971 года училище начинает новую страницу своей истории.

За период с 1971 по 1998 годы из его стен вышло уже более 1000 специалистов. В настоящее время здесь 220 учащихся. Обучение ведется по трем специальностям: живописно-педагогическая, художественная обработка металла, дизайн; имеются отделения: реклама в архитектурно-пространственной среде, промграфика и реклама. Училище ведет постоянную выставочную деятельность. Опыт педагогического коллектива позволяет дать учащимся необходимый комплекс знаний и умений, способствует развитию творческих дарований.

Журнал "Художественный совет". №4(8) 1998 г.

Назад

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики