Живое пространство.
Выставка анималистической графики и скульптуры из фондов
Орловского музея изобразительных искусств.

 

Данная экспозиция знаменует собой рубеж тысячелетий. Нынешнее время окрашено глубокой тревогой людей за будущее планеты, сохранность природы, всех ее живых обитателей. Мы начинаем задумываться о том, кто мы такие и что связывает нас с тех прекрасным многообразием форм жизни, которое еще сохранилось на Земле. Эстетическое восприятие природы глазами художников формирует у наших детей и будущих поколений мировоззрение нового человека, живущего в согласии с природой.

Во все времена развития истории человечества место животного в изобразительном искусстве было значительно. С изображения животного в палеолите - оленей, лошадей, зубров, мамонтов художественное творчество берет свой отсчет. Особое, магическое значение получили изображения животных в скифской, китайской, индейской, египетской культурах.

izo_animal_5.jpg (11722 bytes)
Неизвестный художник XIX в. Франция. Девочка с собакой. (Лист из альбома гравюр). Литография. Бумага.

izo_animal_4.jpg (12805 bytes)
Ридингер И.-Э. (1698 - 1767). Германия. Львенок с львицей. Резцовая гравюра.

В европейском искусстве интерес художников к животному миру наиболее отчетливо проявляется начиная с эпохи Возрождения, и в первую очередь, в графике и скульптуре - акварелях Дюрера, рисунках Пизанелло, декоративных статуэтках лошадей. С начала XIX века анималистический жанр завоевывает все большую популярность. Появляется новая точка зрения на изображение животного. Наряду с научным изучением, в связи с доминированием реалистического направления в искусстве, развивается и познавательная сторона. Художники-анималисты обращают внимание на такие стороны натуры, как фактура шерсти, оперения, ищут цветовую связь между животным и пейзажем, досконально изучают анатомию, динамику движения, стремясь создать образ, не существовавший в искусстве прошлого.

 

izo_animal_6.jpg (14181 bytes)
Попов Н.Е. (р. 1938). Разговор. Офорт. Бумага.

izo_animal_8.jpg (15155 bytes)
Ливанов А.А. (р. 1938). Человек и петух. Цв. литография. Бумага.

Эти тенденции воплощают представленные на выставке скульптурные произведения XIX веха -"Собака с черепахой" А.Какмара, "Корова и бык" Ж.Муанье. Воплощенные в соответствии с реалистическими традициями фигурки животных отличаются виртуозной техникой исполнения и трогательным вниманием к мельчайшим деталям. Эти небольшие скульптуры были ориентированы в первую очередь на художественный рынок и вкусы широкого круга публики. Сцены охоты, столь излюбленные последователями Рубенса и Снейдерса в XVII - XVIII веках, как яркий образчик анималистической графики этого периода, отображены в гравюрах И.-Э.Ридингера. В этих работах мир животных представлен прежде всего как мир дикой природе, неподвластной человеку и живущей по своим законам. Вторжение человека на эту суверенную территорию служит драматизирующим моментом в восприятии данного мира.

 

izo_animal_2.jpg (8809 bytes)
Пахман Л.Н. (р. 1949). Пудель. 1990. Керамика. Роспись.

izo_animal_7.jpg (22827 bytes)
Утенков Д.М. (р. 1948). Животные тундры. 1989. Цв. офорт. Бумага.

Классические традиции в трактовке образа животного продолжают мастера анималистики XX века - В.Ватагин, Н.Устинов, А.Пахомов. Для последних характерна определенная иллюстративность изображения, определяемая впрочем, зачастую непосредственно жанром оформления литературного произведения. Набросочность, эскизность предварительного замысла соседствует здесь с тщательной проработкой окончательного варианта. Прелесть японского рисунка, его своеобразной вертикальной композиции, определенная научная точность в воспроизведении характерного движения и внешнего облика конкретного животного отличают рисунок Устинова к повести Пришвина «Лисичкин хлеб». Стремление художников к запечатлению животных в естественном природном окружении ярко выражено в композиции А.Болошенко «Стадо».

 

izo_animal_3.jpg (15969 bytes)
Островская М.Г. (р. 1950). Русская борзая. Бронза.

izo_animal_1.jpg (18440 bytes)
Барковская И.В. (р. 1943). Гепард. Фаянс.

Скульптурная группа работ, также наследующих лучше традиции реалистической школы, представлена произведениями М.Островской, А.Марца, А.Белашова, В.Свеженцева. Своим основным материалом эти авторы избрали металл, обновляя приемы и стилистические методы его обработки, совершая интереснейшие находки в области композиции и декоративного ритма. Помимо чисто натурных изображений животных, ряд художников обращается к метаморфозно-аллегорическим сюжетным линиям, в качестве художественного приема используя синтезирование человеческого типа и антропоморфных черт зверя или птицы - композиции Н.Попова, "Человек и петух» А.Ливанова. Подобная приверженность метафоре и гротеску в искусстве анималистики отражает общие тенденции современных графики и скульптуры.

С.А. Четверикова, с.н.с. Орловского музея изобразительных искусств.

 

На страницу музея

 

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики